ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье исследуются принципы художественного историзма в творчестве лауреата Нобелевской премии — А. И. Солженицына. Цель предлагаемого исследования — охарактеризовать содержание и способы организации исторического материала в романе «В круге первом», над которым писатель-документалист напряженно трудился с 1955 по 1968 г., и его экранизации — сериале «В круге первом» (реж. Г. Панфилов, 2005).
Методологическим основанием в данном исследовании послужили работы по вопросам историзма литературы. Исходной точкой рассуждений является мнение о том, что «историзм присущ всем истинно художественным произведениям». Актуальность осуществленного нами анализа обусловлена остротой и значимостью темы истории, занимающей центральное место в творческих исканиях А. Солженицына.
Предметом анализа стало своеобразие художественного историзма в телесериале — единственном в своем роде кинодокументе, снятом в России по мотивам романа «В круге первом». Учитывая тот факт, что среди источников по истории репрессий в СССР особое место занимают визуальные документы, мы поставили перед собой цель выявить, в какой степени кинолента реж. Г. Панфилова сохраняет достоверное отображение исторической действительности.
Проведенный сравнительный анализ, с одной стороны, позволяет сделать вывод, что принцип художественного историзма, воплощенный в романе «В круге первом», играет важную роль в авторской концепции мира. С другой — доказывает, что принцип изображения исторических событий, преобладающий в художественной системе А. И. Солженицына, нашел соответствующее отражение в концепции режиссерского видения исторического процесса. Г. Панфилов сумел художественно воплотить исторический контекст на языке киноискусства.
Churikov, G. A. (2001). Geroi kak ob’’ekt nasilstvennogo vozdeistviia i kak sub’ekt tsennostnogo “samostoianiia” v tvorchestve A. I. Solzhenitsyna 1960-kh godov [The Character as an Object of Violence and as a Subject of Value “Self-preservation” in the Works by A. I. Solzhenitsyn of the 1960s] (doctoral dissertation abstract). Voronezh. (In Russian)
Ekranizatsia romana “V kruge pervom”. Rubrika: Kultura [The Film Adaptation of the Novel In the First Circle. Section: Culture] (2006). Retrieved from https://rg.ru/2006/01/20/vkrugepervom.html. (In Russian)
Emelyanenkov, А. (2018). Vyshli my iz sharashek [We All Come from Sharashki]. Soyuz. Belorus’ — Rossiia [Moscow — Minsk], 248 (0). Retrieved from https://rg.ru/2006/02/02/sharashki.html. (In Russian)
Kopelev, L. (1979). Solzhenitsyn na sharashke: [Iz kn. “Utoli moia pechali”] [Solzhenitsyn in Sharashka: (From the Book Assuage My Sorrows)]. Vremia i my [Tel-Aviv], 40, 178–205. (In Russian)
Kopelev, L. (1990). Marfinskaia sharashka [Marfino Sharashka]. Voprosy literatury, 7, 73–96. (In Russian)
Leshchinsky, I. (2018). O romane “V kruge pervom”, evo ekranizatsii i sovremennom znachenii [About the Novel In the First Circle, its Film Adaptation and the Modern Meaning]. Retrieved from https://scepsis.net/library/id_648.html. (In Russian)
Maslova, L. (2006). Razgovorchiki v adu. “V kruge pervom” na kanale “Rossiia” [Talks in Hell. In the First Circle on the Rossiya Channel]. Kommersant, 16(3347). Retrieved from http://www.kommersant.ru/doc/645017. (In Russian)
Nefagina, G. L. (2005). Russkaia proza kontsa XX veka: uchebnoie posobiie [Russian Prose of the Late 20th Century: Study Guide]. Moscow: Flinta. (In Russian)
Panin, D. (1990, May 30). Na sharashke: O prototipakh romana “V kruge pervom” [In Sharashka: On the Prototypes of the Novel In the First Circle]. Literaturnaia gazeta, 7. (In Russian)
Petrova, M. G. (2006). Sud’ba avtora i sud’ba romana [The Fate of the Author and the Fate of the Novel]. In A. I. Solzhenitsyn, V kruge pervom [In the First Circle] (pp. 629–732). Moscow: Nauka.
Popova, I. M. (2013). Printsipy izobrazheniia istorii v romanistike V. E. Maksimova [Principles of Depicting History in the Novels by V. E. Maksimov]. Gramota, 12(30), 170–173. (In Russian)
Schmidt, S. (2005). Solzhenitsyn — istorik [Solzhenitsyn as a Historian]. In N. A. Struve, & V. A. Moskvin (Comp.), Mezhdu dvumia iubileiami 1998–2003. Pisateli, kritiki, literaturovedy o tvorchestve A. I. Solzhenitsyna [Between Two Birthdays: 1998–2003. Writers, Critics, and Literary Critics on A. I. Solzhenitsyn] (pp. 266–269). Moscow: Russkij put’. (In Russian)
Tema GULAGa. Znachimoie otsutstviie (beseda D. Dondureia s N. Dostalem, A. Danielem i A. Nemzerom o seriale “Zaveshchaniie Lenina”) [The Theme of GULAG. Significant Absence (Conversation D. Dondurey with N. Dostal, A. Daniel and A. Nemzer about the Lenin’s Testament TV Series)]. (2005). Iskusstvo kino, 5, 4–14. (In Russian)
Trubina, L. A. (1999). Istoricheskoie soznaniie v russkoi literature pervoi treti XX veka: Tipologiia. Poetika [Historical Consciousness in Russian Literature of the First Third of the 20th Century: Typology. Poetics] (habilitation dissertation abstract). Moscow. (In Russian)
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru