ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Социальная история России последнего десятилетия ХХ в. тесно связана с завершающим этапом развития советского общества — временем «перестройки». Однако и тот и другой периоды недостаточно разработаны в отечественной историографии; особенно это касается таких аспектов, как повседневная жизнь людей в переходном обществе, социальная мобильность населения, жизненные стратегии молодого поколения. Статья нацелена на исследование того, каким образом новые политические и социально-экономические реалии рубежа 1980–1990-х гг. воздействовали на профессиональное самоопределение молодых людей, вступавших в это переломное время в самостоятельную жизнь. Мы предлагаем рассмотреть данную проблему на примере юношей и девушек, которые на исходе советской эпохи избрали своей специальностью историю, приложили максимум усилий для поступления на престижный исторический факультет Кубанского государственного университета, но, получив диплом о высшем образовании уже в иных общественных условиях, были вынуждены корректировать либо кардинально менять свои первоначальные профессиональные планы. Источниковой базой исследования послужили личные дела выпускников дневного отделения исторического факультета Кубанского государственного университета 1992 и 1993 гг., а также материалы 20 глубинных интервью с выпускниками, проведенных в 2018 г. Был составлен коллективный «портрет» выпускника дневного отделения истфака КубГУ 1992 и 1993 гг. (абитуриента 1987 и 1988 гг.). Выяснение мотиваций выбора в пользу истфака показало, что для многих факультет был привлекателен с точки зрения карьерного роста в партийных органах, госуправлении (особенно для комсомольских активистов). Последствия «перестройки» для личных профессиональных планов осознавались постепенно. Нестабильные экономические условия перехода к рынку привели к тому, что многие выпускники начали трудовой путь с устройства «по специальности» (в школы, музеи).
Abulhanova-Slavskaya, K. A. (1991). Strategija zhizni [Strategy of Life]. Moscow: Mysl’. (In Russian)
Eremeeva, A. N. (2011). Poslednee sovetskoe pokolenie v zhizneopisanijah ego predstavitelej [The Last Soviet Generation in the Biographies of Its Representatives]. Krasnodar: Traditsia. (In Russian)
Karpov, M. А. Komsomol otvetil “est”. Pochemu funkcionery VLKSM stali preuspevayushimi biznesmenami [Komsomol Answered “Aye! Aye!”. Why Komsomol Functionaries Became Successful Businessmen]. Retrieved from https://lenta.ru/articles/2017/06/11/komsomol/. (In Russian)
Kon, I. S. (1999). Zhiznennyi put’ kak predmet mezhdistsiplinarnogo issledovaniia [Life Path as a Subject of Interdisciplinary Research]. In I. T. Frolov (Ed.), Chelovek v sisteme nauk [Man in the System of Sciences] (pp. 471–482). Moscow: Nauka. (In Russian)
Konstantinovsky, D. L., Voznesenskaya, E. D., & Cherednichenko, G. A. (2014). Molodezh’ Rossii na rubezhe XX–XXI vv.: obrazovanie, trud, social’noe samochuvstvie [Youth of Russia at the Turn of the 21st Century: Education, Work, Social Well-being]. Moscow: TsSPiМ. (In Russian)
Levada, Yu. A. (2001). Pokoleniya XX veka: vozmozhnosti issledovaniya [Generations of the 20th Century: Research Opportunities]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 5, 7–14. (In Russian)
Naumova, N. F. (1995). Zhiznennaya strategija cheloveka v perekhodnom obshestve [Human Life Strategy in a Transitional Society]. Sociologicheskii zhurnal, 2, 19–25. (In Russian)
Reznik, Yu. M. (1995). Social’noe izmerenie zhiznennogo mira [Social Dimension of the Vital World]. Moscow: Nezavisimyi institut grazhdanskogo obshchestva. (In Russian)
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru