ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Развитие науки и высшего, в том числе университетского, образования в России в течение XIX в. поставило вопрос о путях дальнейшего прогресса высшей школы, развитии методологии преподавания. Фактически, количественное накопление знаний, появление все новых дисциплин привели к следующей постановке вопроса: специализация (глубина) или общий курс (широта охвата).
Ведущие ученые, занимавшиеся преподавательской деятельностью, уже на рубеже XIX–XX столетий осознавали остроту этой проблемы. Востоковед, историк науки академик В. В. Бартольд, преподававший в Санкт-Петербургском (Петроградском / Ленинградском) университете более 30 лет и историк античного искусства, сотрудник Эрмитажа и Института истории искусств О. Ф. Вальдгауер, обратившись независимо друг от друга к данной проблеме, пришли к схожему выводу. Во главу угла должна ставиться глубина специализации, практические занятия — семинары, работа с наглядным материалом, практическая работа с ведущими преподавателями по немецкому или британскому образцу (тьюторами). Выбор курсов для максимально глубокого преподавания должен обуславливаться не стремлением уравнять все предметы по количеству уделяемого им времени, а наибольшей актуальностью и наличием максимально подробных сведений. Остальные, менее разработанные, могут быть пройдены в рамках общих курсов.
Архивные документы по истории высшего образования в России должны приниматься в расчет при составлении современных учебных планов, так как они отражают многолетний опыт преподавания ведущих специалистов.
Alekseev, A. Yu. (1987). Jellino-skifskoe otdelenie i vystavka 1927 goda [The Department of Hellenistic-Scythian History and Exhibition of 1927]. In E. V. Mavleev (Ed.), Antichnoe iskusstvo v sovetskom muzeevedenii [Ancient Art in Soviet Museology] (pp. 59–66). Leningrad: Gosudarstvennyj Hermitage. (In Russian)
Ananiev, V. G. (2016). Ohrana musul’manskih pamiatnikov (akademik V. V. Bartold i Institut istorii iskusstv v 1917 g.) [The Preservation of Muslim Monuments (Academician V. V. Barthold and Institute of Art History in 1917)]. Gysyrlar avazy — Jeho vekov, 3–4 (84–85), 283–288. (In Russian)
Ananiev, V. G., & Bukharin, M. D. (2018). Istorija iskusstva i arheologija v obrazovatel’nom prostranstve revoljucionnoj Rossii: dva neizvestnyh proekta 1917 g. [Art History and Archaeology in the Educational Space of Russia during the Revolutions: Two Unknown Projects from 1917]. Voprosy obrazovanija, 3, 268–286. (In Russian)
Formozov, A. A. (1961). Ocherki po istorii russkoj arheologii [Essays on the History of Russian Archaeology]. Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. (In Russian)
Hubert, H. W. (1997). Das Kunsthisctorische Institut in Florenz. Firenze: Il Ventilabro. (In German)
Kalimullina, F. G. (2012). Sotrudnichestvo V. Veljaminova-Zernova s Peterburgskim universitetom: Poisk putej razvitiia vostokovedeniia [The Collaboration of V. Veljaminov-Zernov with Petersburg University: In Search of Ways of Development of Oriental Studies]. In Aktual’nye problemy otechestvennoj i zarubezhnoj istorii, filologii (vzgljad molodyh uchenyh i aspirantov) [Relevant Issues of National and Foreign History, Philology (A View of Young Scholars and Postgraduates)] (pp. 270–276). Kazan: Respublikanskij centr monitoringa kachestva obrazovanija. (In Russian)
Klein, L. S. (2011). Istorija arheologicheskoj mysli [The History of Archaeological Thought] (Vols. 1–2). (Vol. 1). St Petersburg: St Petersburg State University Press. (In Russian)
Kurbatov, V. Ya. (1917). Neobkhodimo li samostoyatelnoe vedomstvo izyashchnykh iskusstv? [Is an Independent Department of Fine Arts Necessary?]. Petrograd: Dvigatel. (In Russian)
Kyzlasova, I. L. (2000). Istorija otechestvennoj nauki ob iskusstve Vizantii i Drevnej Rusi. 1920–1930-e gody. Po materialam arhivov [The History of Russian Byzantine and Old Rus’ Art Studies. 1920s–1930s. According to Archival Materials]. Moscow: Izdatel’stvo Akademii gornyh nauk. (In Russian)
Mavleev, E. V. (2005). Waldhauer. St Petersburg: State Hermitage Press. (In Russian)
Platonova, N. I. (2010). Istoria arkheologicheskoi mysli v Rossii. Vtoraya polovina XIX — pervaya tret’ ХХ veka [The History of Archaeological Thought in Russia. Second Half of the 19th — First Third of the 20th Centuries]. St Petersburg: Nestor-Istoria. (In Russian)
Shlyahtina, L. M., & Mastenitsa, E. N. (2006). Muzejno-pedagogicheskaja mysl’ v Rossii. Istoricheskie ocherki [Museum Pedagogy in Russia. Historical Essays]. St Petersburg: SPbGUKI Press. (In Russian)
Tikhonov, I. L. (2003). Arkheologia v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom universitete. Istoriograficheskie ocherki [Archaeology in St Petersburg State University. Historiographical Notes]. St Petersburg: SPbGU Press. (In Russian)
Tolz, V. (2013). “Sobstvennyj Vostok Rossii”: Politika identichnosti i vostokovedenie v pozdneimperskij i rannesovetskij period [Russia’s Own East: The Politics of Identity and Oriental Studies in the Late Imperial and Early Soviet Periods]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)
Tunkina, I. V. (2002). Russkaja nauka o klassicheskikh drevnostiakh juga Rossii (XVIII — seredina XIX vv.) [The Russian Studies of Classical Antiquities of Southern Russia (18th — Mid-19th Centuries). St Petersburg: Nauka. (In Russian)
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru