«Пока оседает пыль»: восприятие выставок художников-эмигрантов из СССР в американской прессе в 1970–1980-е гг.

Irina Andreevna Riznychok

Аннотация


Статья посвящена восприятию значимых групповых и персональных выставок художников-эмигрантов из СССР (третья волна) американской прессой на протяжении 1970–1980-х гг. В ней проанализированы отзывы в периодических изданиях, зафиксировавшие амплитуду подъемов и спадов интереса к выставкам художников из СССР, результаты соотнесены с некоторыми событиями культурной жизни периода холодной войны. Материалом для исследования послужили статьи в американских специализированных журналах («Art in America», «ARTnews», «Artforum», «October» и др.) и ежедневных газетах («The New York Times», «Newsweek» и др.), а также в русскоязычных эмигрантских изданиях, имевших хождение в Нью-Йорке («Новое русское слово», «Третья волна», «А–Я» и др.). Существенная часть источников взята из архива Л. П. Талочкина (1936–2002), коллекционера советского неофициального искусства 1960–1990-х гг. (ныне архив хранится в Музее современного искусства «Гараж»).

Автор отмечает, что в 1970-е гг. американскую прессу более всего интересовала политическая шумиха вокруг неофициальных художников, а также их статус «художников в изгнании» (artists in exile), тогда как в 1980-е гг. акцент смещается в сторону анализа художественной ценности работ. Особое внимание обращается на постепенное внедрение идеи генетической связи советского неофициального искусства с русским историческим авангардом, легитимирующей его вхождение в поле зрения американских критиков. Термин «второй авангард» по отношению к нонконформизму впервые начинает употреблять в 1970-е гг. в своих публикациях художник и исследователь М. Гробман (Иерусалим), в 1980-е гг. связь некоторых художников-эмигрантов третьей волны с русским историческим авангардом подчеркивали в своих статьях М. Тупицына и Д. Боулт (Нью-Йорк). Подобные аналогии зачастую использовались ежедневной американской прессой, но сами термины «второй авангард», «неоавангард» по отношению к после­военному неофициальному искусству не получили широкого распространения в профессиональной искусствоведческой литературе, оставшись в культурной ситуации рассматриваемого периода.


Ключевые слова


искусство русского зарубежья; американская пресса; культурные связи СССР — США; третья волна русской художественной эмиграции; нонконформизм; соц-арт; концептуализм.

Полный текст:

PDF

Литература


Alpatova, I., & Talochkin, L., & Tamruchi, N. (Eds.). (2005). “Drugoye iskusstvo”. Moskva, 1956–1988 [“Other Art”. Moscow, 1956–1988]. Moscow: Galart. (In Russian)

Baigell, R., & Baigell, M. (1995). Soviet Dissident Artists: Interviews after Perestroika. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press.

Bowlt, J. (1976). Russian Art of the Avant-Garde. Theory and Criticism 1902–1934. New York: The Viking Press.

Chunikhin, K. A. (2012). Skvoz’ zheleznyj zanaves: reprezentatsiya izobrazitel’nogo iskusstva SShA v zhurnale “Amerika” v epokhu kholodnoy voyny [Through the Iron Curtain: Representation of the USA Fine Art in the Amerika Magazine during the Cold War]. Art & Cult, 8 (4), 20–38. (In Russian)

Chunikhin, K. A. (2013). Amerikanskaya natsional’naya vystavka v Sokol’nikakh i Vystavka dostizhenii SSSR v New-Yorke: istoriia, semantika i kinoreprezentatsiia dvukh vystavok 1959 goda [American National Exhibition in Sokolniki and the Exhibition of Achievements of the USSR in New York: History, Semantics and Film Representation of Two Exhibitions in 1959]. Bulletin des DHI Moskau, 7: Konstruiruia “sovetskoe”? [Constructing the ‘Soviet’?], 109–127. (In Russian)

Dodge, N. T., & Tupitsyn, M. (1981). Russian New Wave. Group Exhibition Catalogue. New York: Houston & Broadway.

Gilburd, E. (2018). To See Paris and Die: The Soviet Lives of Western Culture. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press.

Glezer, A. (1986). Russkiie khudozhniki na Zapade [Russian Artists in the West]. Paris; New York: “Tretiia Volna”. (In Russian)

Gray, C. (1962). The Great Experiment. Russian Art 1863–1922. London: Thames and Hudson; New York: Abrams.

Groys, B. (2003). Iskusstvo utopii [The Art of Utopia]. Moscow: Khudozhestvennyi zhurnal. (In Russian)

Hixon, W. (1997). Parting the Curtain: Propaganda, Culture, and the Cold War, 1945–1961. New York: Palgrave Macmillan.

Kantor-Kazovskaya, L. (2014). Grobman. Moscow: Novoye literaturnoye obozrenie. (In Russian)

Kuspit, D. (1998). New York contra Moscow, Moscow contra New York: The Battle in the Soul of the New Russian Immigrant Artists. In Forbidden Art: The Postwar Russian Avant-garde. New York: Distributed Art Publishers. Retrieved from http://russianartsfoundation.com/#!content/publications/.

McPhee, J. (1994). The Ransom of Russian Art. New York: Farrar Straus Giroux.

Reuschemeyer, M., & Golomshtok, I., & Kennedy, J. (1985–1986). Soviet Emigre Artists: Life and Works in the USSR and the United States. International Journal of Sociology, 15(1/2), 1–170.

Riznychok, I. A. (2018). “Tretiia volna” russkoi khudozhestvennoi emigratsii v SShA (1960–1980-e): poisk aktual’noi optiki issledovaniya [“The Third Wave” of the Russian Artistic Emigration in the USA (1960–1980s): In Search of the Relevant Research Optics]. In Istoriia iskusstva v Rossii — XX vek: intentsii, konteksty, shkoly [Art History in Russia — 20th Century: Intentions, Contexts, Schools. Materials of the 28th International Scholarly Conference “Alpatov Readings”] (pp. 93–97). Мoscow: Akademiia khudozhestv. (In Russian)

Rosenfeld, A., & Dodge, N. T. (Eds.). (1995). From Gulag to Glasnost. Nonconformist Art from the Soviet Union. New York: Thames and Hudson.

Saunders, F. S. (1999). The Cultural Cold War. New York: The New Press.

Starodubtseva, Z. B. (2010). Russkoye art-zarubezh’ie. Vtoraya polovina XX veka — nachalo XXI veka [Russian Art Abroad. The Second Half of the 20th Century –Early 21st Century]. Moscow: Gosudarstvennyy tsentr sovremennogo iskusstva. (In Russian)

Tupitsyn, M. (1981). The New Russian Wave. In N. T. Dodge, & M. Tupitsyn, Russian New Wave Group Exhibition Catalogue (pp. 5–8). New York: Houston & Broadway.

Tupitsyn, M. (1989, Spring). Sots Art: Round Dance versus Ritual. Social Text, 22, 148–153.

Tupitsyn, M. (2016). Showing Sots Art in New York. In R. Addison, & K. Fowle (Eds.), Exhibit Russia: The new international decade 1986–1996 (pp. 39–40). Moscow: Artguide.

Tupitsyn, M. (2017). Moscow Vanguard art: 1922–1992. New Haven: Yale University Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.4.075

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru