ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена изучению обстоятельств проведения в Риме в декабре 531 г. нескольких заседаний, посвященных рассмотрению дела Стефана, митрополита города Лариссы в Фессалии. В присутствии римского папы Бонифация II (530–532) представитель Стефана Феодор, епископ города Эхина, зачитал направленные понтифику Стефаном и его сотоварищами жалобы на действия константинопольского патриарха, по суду которого Стефан был низложен. Послания Стефана и его коллег вошли в акты, которые вместе с приложенными к ним письмами римских пап епископам Иллирика IV–V вв. стали частью сборника, известного в науке как «Фессалоникское собрание» (Collectio Thessalonicensis). Задачами данной статьи является изучение актов заседаний 531 г. с целью выяснения их церковно-правового статуса, исследование обстоятельств и канонических оснований дела Стефана Ларисского, а также роли и места константинопольского патриарха как в деле митрополита Ларисского, так и в Иллирике в целом в указанный период. Автор приходит к заключению, что заседания декабря 531 г. в папской курии не имели статуса собора, несмотря на то, что в историографии они называются исключительно так. Далее делается вывод о том, что дело Стефана Ларисского является классическим делом против митрополита, регулируемым 9-м и 17-м канонами Халкидонского собора, согласно которым подобное дело должен был рассматривать константинопольский архиепископ, а также императорским законодательством. Из того факта, что законный приговор столичного предстоятеля, вынесенный в отношении фессалийского митрополита, имел окончательную форму, апелляция Стефана в Рим была неканонической и не имела церковно-правовых последствий.
Anastos, M. V. (1979). The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–33. In M. V. Anastos, Studies in Byzantine Intellectual History (pp. 14–31). London: Variorum Reprints.
Brandes, W. (2014). Das Schweigen des Liber Pontificalis. Die „Enteignung“ der päpstlichen Patrimonien Siziliens und Unteritaliens in den 50er Jahren des 8. Jahrhunderts. In W. Brandes, L. M. Hoffmann, & K. Maksimovič (Eds.), Fontes Minores XII (pp. 97–204). Frankfurt-am-Main: Löwenklau-Gesellschaft E. V.
Brandes, W., & Leppin, H. (2011). Die Collectio Thessalonicensis — ein Forschungsdesiderat. Rechtsgeschichte — Legal History, 18, 263–266.
Caspar, E. (1933). Geschichte des Papsttums. Von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft (Vol. 2). Tübingen: Verlag von J.C.B. Mohr (Paul Siebeck).
Friedrich, J. (1892). Über die Sammlung der Kirche von Thessalonich und das päpstliche Vikariat für Illyricum. In Sitzungsberichte der philosophisch-philologischen und historischen Classe der königlichen bayerischen Akademie der Wissenschaften zu München. Jahrgang 1891 (pp. 771–887). Munich: Verlag der Königlichen Akademie.
Gratsianskiy, M. V. (2015). Delo Ioanna Talaii i nachalo “akakianskoi skhizmy” (484 g.) [The Case of John Talaia and the Beginning of the “Acacian Schism”]. Vizantiiskii vremennik, 74, 31–46.
Gratsianskiy, M. V. (2017). Vlastnye prerogativy rimskoi kafedry v predelakh Italii v pontifikat L’va Velikogo (440–461) [Prerogatives of Power of the Roman See within Italy during the Pontificate of Leo the Great (440–461)]. Vizantiiskii vremennik, 101, 57–75.
Gratsianskiy, M. V. (2020). Akty 531 goda kak obramlenie “Fessalonikskogo sobraniia”: ekklesiologicheskie i kanonicheskie aspekty dela Stefana Larisskogo [The Acts of 531 as a Framework for Collectio Thessalonicensis: Ecclesiological and Canonical Aspects of the Case of Stephanus of Larissa]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 92, 19–38.
Grumel, V. (1950–1951). Le Vicariat de Thessalonique et le premier rattachement de l’Illyricum oriental au patriarcat de Constantinople. Annuaire de l’École des Législations Religieuses 1950–1951, 49–63.
Grumel, V. (1951–1952). L’annexion de l’Illyricum oriental, de la Sicile et de la Calabre au patriarcat de Constantinople. Recherches de Science Religieuse, 40, 191–200.
Haller, J. (1950). Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit (Vol. 1). Urach; Stuttgart: Port Verlag.
Jasper, D., & Fuhrmann, H. (2001). Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington DC: The Catholic University of America Press.
Kéry, L. (1999). Canonical Collections of the Early Middle Ages (ca. 400–1140). A Bibliographical Guide to the Manuscripts and Literature. Washington DC: The Catholic University of America Press.
Koder, J., & Hild F. (1976). Tabula Imperii Byzantini (Vol. 1). Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften.
Labbé, Ph., & Cossart, G. Sacrosancta Concilia ad regiam editionem exacta (Vol. 4). Paris: Lutetiae Parisiorum.
Leporskiy, P. I. (1901). Istoriia Fessalonikskogo ekzarkhata do vremeni prisoedineniia k Konstantinopol’skomu patriarkhatu [The History of the Exarchate of Thessalonica till the Time of Its Attachment to the Patriarchate of Constantinople]. St Petersburg: [s. n.].
Lotter, F., Bratož, R., & Castritius, H. (2003). Völkerverschiebungen im Ostalpen-Mitteldonau-Raum zwischen Antike und Mittelalter (375–600). Berlin, New York: Walter de Gruyter.
Maassen, F. (1870). Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters (Vol. 1). Gratz; Paris; Turin; Oxford: Verlag von Leuschner und Lubensky, A. Franck, Herrmann Loescher, James Parker & Co.
Markus, R. A. (1979). Carthage — Prima Justiniana — Ravenna: An Aspect of Justinian’s “Kirchenpolitik”. Byzantion, 49, 277–306.
Moreau, D. (2016). The Papal Appeal Court in the Sixth Century. The Example of the Roman Synod of 531. In R. Haensch (Ed.), Recht haben und Recht bekommen im Imperium Romanum. Das Gerichtswesen der römischen Kaiserzeit und seine dokumentarische Evidenz. Ausgewählte Beiträge einer Serie von drei Konferenzen an der Villa Vigoni in den Jahren 2010 bis 2012 (pp. 365–403). Warsaw: [s. n.].
Moreau, D. (2017). La partitio imperii et la géographie des Balkans: entre géopolitique et géo-ecclésiologie. In Costellazioni geo-ecclesiali da Costantino a Giustiniano: Dalle chiese ‘principali’ alle chiese patriarcali. XLIII Incontro di Studiosi dell’ Antichità Cristiana (Roma, 7–9 maggio 2015) (pp. 255–285). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum.
Schwartz, E. (1931). Die sogenannte Sammlung der Kirche von Thessalonich. In Festschrift Richard Reitzenstein zum 2. April 1931 dargebracht von Ed. Fraenkel [und anderen] (pp. 137–159). Leipzig; Berlin.
Troitsky, S. V. (1961). O smysle 9-go i 17-go kanonov Khalkidonskogo Sobora [On the Meaning of Canons 9 and 17 of the Council of Chalcedon]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 2, 57–65.
Turlej, S. (2016). Justiniana Prima: An Underestimated Aspect of Justinian’s Church Policy. Krakow: Jagiellonian University Press.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru