«Беспоповщина есть здесь особенная…»: из истории старообрядчества Нижнесалдинского завода

Sergey Anatolyevich Beloborodov

Аннотация


Старообрядчество на протяжении нескольких веков было одной из важных составляющих религиозного ландшафта России. В XVIII — начале XX в. одним из крупнейших центров староверия Российской империи был горнозаводской Урал. Несмотря на большое количество исследований о феномене старообрядчества, необходимо отметить, что изучено оно недостаточно хорошо. В первую очередь это касается локальных центров и отдельных согласий.

В данной статье предпринимается попытка на основании как уже известных, так и новых источников реконструировать историю староверия в заводском поселке Нижнесалдинского завода. Основанный Н. А. Демидовым во второй половине XVIII в., Нижнесалдинский завод изначально был заселен выходцами с Поволжья, среди которых староверы составляли значительное число. О роли «старообрядческого фактора» в истории Нижней Салды свидетельствует такой факт: старообрядческая часовня появилась здесь одновременно со строительством поселка, а православный храм был возведен только спустя 5 лет.

Следует отметить, что первоначально все салдинские староверы принадлежали к согласию беглопоповцев (принимающих священников, бежавших из официальной церкви), но в начале XIX в. часть старообрядцев Нижней Салды перешла в беспоповщину (поморское согласие), а во второй половине XIX в. и вовсе трансформировалась в радикальное согласие странников (бегунов). В статье раскрыты побудительные мотивы и причины этих переходов. Приводятся сведения об изменении идеологических установок. Анализируются статистические данные. Особое внимание уделено периоду 1930-х — начала 1940-х гг., когда советские власти жестоко расправились с салдинскими странниками. Однако староверы сумели пережить репрессии и адаптироваться к новым условиям.


Ключевые слова


религиозный ландшафт; Урал; Нижнесалдинский завод; старообрядцы; беглопоповцы; поморцы; странники

Полный текст:

PDF

Литература


Beloborodov, S. A. (2019). Ural’skie “pahtei”: pomortsy ili stranniki? [Ural “Pakhtei”: Pomortsy or Stranniki?]. In Yu. S. Belyankin, Ye. V. Vorontsova, & N. V. Litvina (Comps.), Yazyk, kniga i traditsionnaia kul’tura pozdnego russkogo srednevekov’ya v nauke, muzejnoj i bibliotechnoj rabote: trudy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Language, Book, and Traditional Culture of the Late Russian Middle Ages in Science, Museum, and Library Work]. Mir staroobryadchestva, 10, 441–454. Moscow: Moscow University Press.

Beloborodov, S. A., & Borovik, Yu. V. (2017). Starovery gornozavodskogo Urala: stranitsy istorii soglasiya beglopopovtsev / chasovennykh XVIII — nachala XX v. [Old Believers of the Mining Urals: Pages of the History of the Consent of Beglopopovtsy / Chasovennye of the 18th — Early 20th Centuries]. Yekaterinburg: Ural University Press.

Borovik, Yu. V. (2003). “Kamen’ pretykaniya” i “protivogosudarstvennyj raskol” (o strannikah v Permskoj gubernii v nachale XX veka) [“Stumbling Block” and “Anti-State Schism” (about Stranniki in the Perm Province in the Early 20th Century)]. In Ural’skij sbornik. Istoriya. Kul’tura. Religiya (Vol. 5, pp. 262–263). Yekaterinburg: Ural University Press.

Ivanovsky, N. I. (1901). Vnutrennee ustrojstvo sekty strannikov ili begunov [Internal Structure of the Sect of Stranniki or Runners]. St Petersburg: “Missionary Review”.

Konovalov, Yu. V. (1997). Proiskhozhdenie naseleniya Nizhne-Saldinskogo zavoda (1759–1811) [Origin of the Population of the Nizhnesaldinsky Plant (1759–1811)]. In Ural’skij rodoved (Iss. 2, pp. 37–52). Yekaterinburg: Yarmarka-Press.

Maltsev, A. I. (2003). Problemy tserkovnoj organitsatsii i upravleniia v sochineniiakh staroverov-strannikov (vtoraya polovina XIX — nachalo XX veka) [Problems of Church Organisation and Management in the Works of Stranniki Old Believers (Second Half of the 19th — Early 20th Centuries)]. In Istoricheskie i literaturnye pamyatniki “vysokoj” i “nizovoj” kul’tury v Rossii XVI–XX vv. [Historical and Literary Monuments of “High” and “Grassroots” Culture in Russia of the 16th — 20th Centuries] (pp. 157–176). Novosibirsk: Publishing House of the Sib. Branch of the Russian Academy of Sciences.

Mangilev, P. I. (2000). K istorii pomorskogo soglasiya na Urale v XVIII–XX vv. [On the History of the Pomorye Concord in the 18th — 20th Centuries Urals]. In Ocherki istorii staroobryadchestva Urala i sopredel’nyh territorij [Essays on the History of Old Believers in the Urals and Adjacent Territories] (pp. 4–24). Yekaterinburg: Ural University Press.

Motrevich, V. P. (2008). Hristianskie konfessii i obshchiny v Sverdlovskoj oblasti v poslevoennye gody (po materialam Arhiva UFSB RF po Sverdlovskoj oblasti) [Christian Denominations and Communities in Sverdlovsk Region in the Postwar Years (with Reference to the Archive of FSB of Russia in Sverdlovsk Region)]. In Dokument. Arhiv. Istoriya. Sovremennost’ [Document. Archive. History. Modernity] (Iss. 9, pp. 338–354). Yekaterinburg: Ural University Press.

Pavlovsky, N. G. (1994). Demidovy i staroobriadchestvo v XVIII v. [Demidov and Old Believers in the 18th Century]. In Demidovskij vremennik: Istoricheskij al’manah [Demidovsky Vremennik] (Book 1, pp. 30–64). Yekaterinburg: Demidov Institute.

Poletaev, A. V. (1999). Strannicheskoe sochinenie “O zhizni i blazhennoj konchine inokini Leonilly” [Stranniki Essay “On the Life and Blessed Death of Nun Leonilla”]. In Religiya i tserkov’ v Sibiri: sbornik nauchnyh statej i dokumental’nyh materialov [Religion and the Church in Siberia] (Iss. 12, pp. 44–58). Tyumen: Tyumen State University.

Shlykov, P. (2017). Istoriya derevni Pryanishnikova na reke Tagil [History of the Village Pryanishnikova on the Tagil River]. Vesi, 11 (137), 76–80.

Tankievskaya, I. N. (2000). Nizhnyaya Salda. Yekaterinburg: Ural University Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.1.008

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru