Венгерский авангард между Востоком и Западом: пути освоения европейских и русских сценических практик в театре Эдена Палашовски 1920-х гг.

Zsuzsanna Kalafatics

Аннотация


Среди попыток обновить венгерскую театральную культуру 1920-х гг. особенно выделяются экспериментальные театральные объединения, во главе которых стоял Эден Палашовски. Размышляя о природе и возможностях театрального искусства, молодые экспериментаторы во главе с Палашовски поставили перед собой цель создать рефлексирующее искусство, нацеленное на построение нового общества. В поисках новых выразительных средств они обращались к различным сценическим формам, жанрам и приемам: кабаре, эстрада, конферанс, хоровой речитатив, симультанная игра, основанная на принципе монтажа, искусство движения, использование всевозможных сценических нововведений. В статье прослеживается параллель сценических практик Палашовски с театральными экспериментами, осуществлявшимися в 1920-е гг. в СССР и в Германии. В качестве одного из примеров авангардной режиссуры Палашовски в статье рассматривается постановка монодрамы русского драматурга Николая Евреинова «В кулисах души» (1928), осуществленной Палашовски совместно с созданной им труппой «Необыкновенная сцена». Пьеса Евреинова была представлена артистами «Необыкновенной сцены» только один раз, 3 октября 1928 г., в Будапеште в рамках театрального вечера под общим названием «Happy end». Среди прочего, автор анализирует сценографию спектакля, в создании которой приняла участие Ева Цайзель (Штрикер), венгерская художница, испытавшая влияние Баухауса, которая в 1930-е гг., став известным дизайнером-керамистом, работала в Советском Союзе. Работая над оформлением спектакля Палашовски, ей удалось создать изображающую живой организм декорацию, которая была активно вовлечена в сценическое действие, что сделало весь спектакль одним из самых оригинальных экспериментов в истории венгерского авангардного театра.


Ключевые слова


венгерский авангард; театральные эксперименты; Эден Палашовски; монодрама; пьеса Евреинова «В кулисах души»; Ева Цайзель (Штрикер)

Полный текст:

PDF

Литература


Dzhurova, T. S. (2007). Kontseptsiia teatralnosti v tvorchestve N. N. Evreinova [The Concept of Theatricality in the Life and Work of N. N. Evreinov]. St Petersburg: SPbGATI. Retrieved from http://teatr-lib.ru/Library/Dzhurova/teatralnost/.

Jákfalvi, M. (2006). Avantgárd, színház, politika [Avant-Garde, Theatre, Politics]. Budapest: Balassi.

Kocsis, R. (1973). Igen és nem. A magyar avantgarde színjáték történte [Yes and No. The History of the Hungarian Avant-Garde Theatre]. Budapest: Magvető.

Lenkei, J. (2012). Pillanatkép a magyar szcenika történetéből [A Snapshot from the History of Hungarian Scenic Effects]. Critikai lapok, 3, 30–31.

Szapor, J. (2017). A világhírű Polányiak. Egy elfelejtett család regényes története [The World-famous Polanyi. The Romantic History of a Forgotten Family]. Budapest: Aura.

Tóth, D. (2011). Az avantgárd hercege [The Prince of the Avant-Garde]. Budapest: Révai.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.1.014

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru