Старообрядчество Глазовского уезда Вятской губернии XVIII–XIX вв. в контексте миграционных процессов

Irina Viktorovna Pochinskaya

Аннотация


Статья посвящена проблеме формирования локальных центров старообрядчества на примере Глазовского уезда Вятской губернии. Автор отмечает, что передвижение в поисках более благоприятных условий выживания стало постоянным элементом существования староверия. Пересечение разнонаправленных и наложение разновременных потоков определяет региональное своеобразие истории старообрядчества, которое во многом влияло на особенности развития регионов компактного его проживания, сформированных оседанием староверов в ходе их транзита. В статье проанализированы процессы образования нескольких локальных центров глазовского старообрядчества. Важную роль в формировании вятского старообрядчества сыграл разгром в первой четверти XVIII в. керженского центра, сложившегося в Поволжье еще во второй половине XVII в. С Керженца старообрядцы уходили как можно дальше от центральных властей в приуральские, уральские, зауральские леса. Некоторые из них оседали по дороге, основывая новые поселения, скиты, устраивались на возводившихся в Уральском регионе частных заводах. Маршруты мигрантов в значительной части пролегали через территорию, которая к концу XVIII в. оформилась как Вятская губерния. На основании документов, опубликованных уральским исследователем Н. С. Корепановым, автором статьи выявлены поселения, образованные старообрядцами в Верхокамье, где доминировали представители поморского направления (согласия). Западнее этого региона, на юге Глазовского уезда сложились общины филипповского согласия, в которых формирование духовной иерархии было связано с общинами Нижегородской губернии. Также рассмотрено складывание беглопоповских центров. Один из них находился на северо-востоке уезда, второй — на юго-западе. Автор статьи на основе анализа архивных источников объясняет причины появления в научной литературе противоречивых сведений о течении, к которому принадлежали старообрядцы Омутнинского завода, рассматривает историю крупнейших часовен беглопоповцев в Порезской волости, акцентирует внимание на персоналиях лидеров старообрядчества этой территории. В результате анализа материала источников автор приходит к выводу, что к концу третий четверти XIX в. процесс миграции старообрядцев практически остановился. Изменения государственной политики по отношению к старообрядчеству постепенно создавали условия для его более спокойного существования.


Ключевые слова


Вятская губерния; старообрядчество; Верхокамье; Омутнинский завод; миграция

Полный текст:

PDF

Литература


Ageeva, E. A., Kobyak, N. A., Kruglova, T. A., & Smilyanskaya, E. B. (1994). Rukopisi Verkhokam’ia [The Manuscripts of Verkhokamye]. Moscow: Tsimeliia.

Beloborodov, S. A., & Borovik, Yu. V. (2017). Staroobriadchestvo gornozavodskogo Urala [Old Belief in the Mining Towns of the Urals]. Yekaterinburg: Ural University Press.

K-v, I. (1870). Viatskaia protivoraskol’nich’ia missiia [The Vyatka Anti-Schismatic Mission]. Viatskie eparkhial’nye vedomosti, 11, 191–203.

Korepanov, N. S. (2013). O Tyne Zarechnom [About Zarechnyi Tyn]. Muzei “Nev’ianskaia ikona”, 4, 135–168.

Lukanin, A. M. (1868). Bespopovtsy pomorskogo tolka v Okhanskom uezde Permskoi gubernii [The Bespopovtsy of the Pomortsy Faction in Okhansk District of Perm Province]. Permskie eparkhial’nye vedomosti, 14, 223–228.

Morokhin, A. V., & Sirotkin, S. V. (2013). Kerzhenets. In Patriarch Kirill of Moscow and all Russia (Ed.), Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia] (Vol. 32, pp. 489–494). Moscow: Church Research Center “Pravoslavnaia Entsiklopediia”. Retrieved from http://www.pravenc.ru/text/1684225.html

Palkin, A. S. (2016). Edinoverie v seredine XVIII — nachale XX v.: obshcherossiiskii kontekst i regional’naia spetsifika [Edinoverie from the Middle of the 18th to the Early 20th Centuries: National Context and Regional Specifics]. Yekaterinburg: Ural University Press.

Palladij (Pyankov), Arkhim. (1863). Obozrenie permskogo raskola: tak nazyvaemogo “staroobriadstva” [Review of the Perm Schism of So-Called “Old Belief”]. St Petersburg: Print. House of the Spiritual Journal “Strannik”.

Popov, A. (1904). Po povodu besed, byvshikh v Omutninskom zavode s zashchitnikom avstriiskogo sviashchenstva K. A. Petrukhinym [Apropos of Debates in Omutninsk Factory with K. A. Petrukhin, a Defender of the Austrian Priesthood]. Viatskie eparkhial’nye vedomosti, 3, 170–179.

Pochinskaya, I. V. (2003). “Delo po vedeniiu sledstviia o raskol’nike Sitnikove A. …” (M. E. Saltykov i staroobriadtsy) [Investigation of the Schismatic A. Sitinkov]. In I. V. Pochinskaya (Ed.), Ural’skii sbornik. Istoriia. Kul’tura. Religiia [Ural Collection. History. Culture. Religion] (Iss. 5, pp. 231–245). Yekaterinburg: Ural University Press.

Pochinskaya, I. V. (2016). “Zapiska o raskol’nikakh Glazovskogo uezda” V. A. Minkha [“An Essay about the Schismatics of Glazov Uyezd” by V. Minkh]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 18(4), 232–243.

Raskol v severnoi polose Glazovskogo uezda (Iz otcheta glazovskogo missionera protoiereia M. Farmakovskogo za 1879 god) [The Schism in the Northern Zone of Glazov District (From the 1879 Report of the Glazov Missionary, Archpriest M. Farmakovsky)] (1880). Viatskie eparkhial’nye vedomosti, 10, 239–247.

Vasina, T. A. (2017). Staroobriadtsy Omutninskogo zavoda Viatskoi gubernii v doreformennyi period (konets XVIII — pervaia polovina XIX veka) [Old Believers of Omutninsk Factory in Pre-reform Vyatka Province (Late 18th — Early 19th Centuries)]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3 (19), 90–97.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.3.044

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru