ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Исследование старообрядческих списков литературного апокрифического памятника «Страсти Христовы» позволяет проследить процесс формирования текстовой и изобразительной частей этого сочинения. В результате сравнения и сопоставления текстов старообрядческих печатных книг и рукописей XVIII — начала XX в. удалось выявить основные типы текстовых редакций памятника. В непосредственной зависимости от изменения текста находится развитие изобразительного ряда памятника — включение новых элементов в изображения и целых композиций. С опорой на сравнительно-исторический метод исследования миниатюр Ф. И. Буслаева был проведен анализ иконографии пяти рукописей, собранных на территории Уральского региона. Это дало возможность определить три устойчивые изобразительные редакции Страстного цикла. Редакционные особенности и различия обусловлены наличием определенных стандартов в расположении фигур и основных мотивов на пространстве миниатюры. В рассмотренных списках представлены различные варианты лицевого воспроизведения памятника: подробные текстовые обобщения, акцентирование внимания на деталях сюжета и разнообразии миниатюр к ним; следование иконописной художественной традиции русского искусства и копирование отдельных сюжетов икон; необычное соединение элементов народной художественной культуры, в частности, приемов оформления предметов декоративно-прикладного искусства с широко распространенным в искусстве миниатюры использованием западноевропейских гравюрных образцов.
Процесс формирования миниатюр Страстного цикла отразил три основные тенденции развития русского искусства этого времени: сохранение канона древнерусской живописи, влияние западноевропейского искусства, а также повсеместное присутствие и воздействие народного искусства на художественное творчество оформителей рукописей.
Belobrova, O. A. (1987). Bibliia Piskatora v sobranii Biblioteki Akademii Nauk SSSR [The Bible of the Piscator in the Collection of the Library of the Academy of Sciences of the USSR]. In Materialy i soobshcheniia po fondam Otdela rukopisei i redkoi knigi BAN SSSR [Materials and Reports on the Collections of the Department of Manuscripts and Rare Books of the Library of the USSR Academy of Sciences] (pp. 184–216). Leningrad: BAN.
Belobrova, O. A. (2005). Gravirovannye ‘Strasti Khristovy’, s virshami, v rukopisnykh sbornikakh iz Drevlekhranilishcha Pushkinskogo Doma [Engraved Passion of Christ with Verses in the Manuscript Anthologies from the Repository of the Pushkin House]. In O. A. Belobrova, Ocherki russkoi khudozhestvennoi kul’tury XVI–XX vekov: sbornik statei [Essays on Russian Artistic Culture of the 16th–20th Centuries] (pp. 396–406). Moscow: Indrik.
Bobrov, Yu. G. (2010). Osnovy ikonografii pamiatnikov khristianskogo iskusstva [The Foundations of Iconography of Artefacts of Christian Art]. Moscow: Khudozhestvennaia shkola.
Bratchikova, E. K. (2005). ‘Strasti Khristovy’ litsevoi rukopisnoi traditsii masterov-staroobriadstev [Passion of Christ in the Illuminated Manuscripts Tradition of Old Believer Craftsmen]. In L. V. Moshkova (Ed.), Materialy i soobshcheniia po fondam Otdela rukopisei Biblioteki RAN [Materials and Reports on the Collections of the Department of Manuscripts of the Library of the Russian Academy of Sciences] (pp. 74–83). St Petersburg: BAN.
Chinyakova, G. P. (2010). Illiuminirovannye “Strasti Khristovy” v drevnerusskoi rukopisnoi knizhnoi traditsii [Illuminated Passion of Christ in the Old Russian Manuscript Book Tradition]. Germenevtika drevnerusskoi literatury, 15, 720–728.
Chinyakova, G. P. (2016). Litsevye rukopisi XI–XIX vekov: katalog sobraniia [Illuminated Manuscripts of the 11th–19th Centuries: The Collection Catalogue]. Book 2: Litsevye rukopisi XVIII–XIX vekov [Illuminated Manuscripts of the 18th–19th Centuries]. Moscow: Scanrus.
Endol’tseva, E. Yu. (2007). Formirovanie Strastnogo tsikla i bogoslovskaia polemika na rubezhe IV i V v. [The Formation of the Passion Cycle and Theological Polemics on the Turn of the 5th Century]. In A. A. Voronova (Ed.), Iskusstvo khristianskogo mira: sbornik statei [The Art of the Christian World: Collected Papers] (Iss. 10, pp. 57–69). Moscow: PSTGU Press.
Gamlitsky, A. V. (2003). Litsevye ‘Strasti’ Leontiia Bunina. K voprosu o zapadnoevropeiskikh obraztsakh russkogo iskusstva rubezha XVII–XVIII vekov [The Illuminated Passion of Leontii Bunin. On the Issue of the West European Models of Russian Art at the Turn of the 18th Century]. In O. R. Khromov (Ed.), Filevskie chteniia: sbornik statei [Filev Readings] (pp. 150–162). Moscow: TsMiAR.
Khod’ko, Yu. (2012). Russkii religioznyi lubok vtoroi pol. XVIII — nachala XX veka iz sobraniia Russkogo muzeia [Russian Religious Woodcuts from the Mid-18th to the Early 20th Centuries in the Collection of the Russian Museum]. Russkij muzej predstavliaet, 347. St Petersburg: Palace Editions.
Kobyak, N. A. (1987). Evangelie ot Nikodima [The Gospel of Nikodim]. In D. S. Likhachev (Ed.), Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi [The Dictionary of Scribes and Book Culture of Old Russia] (Iss. 1, pp. 120–123). Leningrad: Nauka.
Pochinskaya, I. V., & Shchennikova, N. V. (2006). Illiuminirovannye rukopisi iz kollektsii staropechatnykh i rukopisnykh knig Cheliabinskoi oblastnoi kartinnoi galerei [Illuminated Manuscripts from the Collection of Old Printed and Manuscript Books of the Chelyabinsk Regional Picture Gallery]. Vestnik muzeia ‘Nev’ianskaia ikona’ [Herald of the Museum “The Nevyansk Icon”] (Iss. 2, pp. 107–142). Yekaterinburg: Columb.
Pokrovsky, N. V. (2009). Illiustrirovannaia entsiklopediia khristianskogo iskusstva [Illustrated Encyclopedia of Christian Art]. Moscow: Eksmo.
Sakovich, A. G. (1984). Miniatiury iz russkogo apokrificheskogo sbornika serediny XVIII v. [Miniatures from a Russian Apocryphal Anthology of the Mid-18th Century]. Pamiatniki kul’tury: Pis’mennost’. Iskusstvo. Arkheologiia: Novye otkrytiia. 1982 [Monuments of Culture: Written Language. Art. Archaeology: New Discovery. 1982] (pp. 329–333). Leningrad: Nauka.
Savelyeva, O. A. (1994). Apokrificheskaia povest “Strasti Khristovy”: nekotorye voprosy struktury i poetiki [The Apocryphal Story of Passion of Christ: Some Questions of Structure and Poetics]. Problemy istoricheskoi poetiki, 3, 76–83. Retrieved from https://elibrary.ru/item.asp?id=21155128
Shkapa, A. S. (2013). Literaturnyi pamiatnik “Strasti Khristovy”: literaturnaia traditisiia i zhanr [The Literary Artefact Passion of Christ: Literary Tradition and Genre] (doctoral dissertation abstract). Moscow.
Tuberozova, O. A. (1990 (1991)). Istochniki izobrazitel’noi traditsii v litsevom apokrife XIX v. permskikh krest’ian [Sources of the Pictorial Tradition in Illuminated Apocrypha of 19th-Century Perm Peasants]. In A. G. Mosin et al. (Eds.), Narodnaia kul’tura Urala v epokhu feodalizma: sbornik nauchnukh trudov [Ural Folk Culture during the Feudal Era] (pp. 34–47). Sverdlovsk: UrO AN SSSR.
Tupikov, N. M. (1901). Strasti Khristovy z zapadnorusskom spiske XV veka [Passion of Christ in Russian Manuscripts of the 15th Century]. Pamiatniki dervnei pis’mennosti i iskusstva, 140. St Petersburg: Tip. Imp. Akad. nauk.
Turtsova, N. M. (2013). Vkhod Gospoden’ v Ierusalim [The Entry of the Lord into Jerusalem]. St Petersburg: Metropress.
Voznesensky, A. V. (1996). Starobriadcheskie izdaniia XVIII — nachala XIX veka. Vvedenie v izuchenie [Old Believer Publications from the 18th to the Early 20th Centuries. An Introduction to Study]. St Petersburg: St Petersburg University Press.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru