Камни-валуны в преданиях о первых насельниках края: динамика этнокультурной традиции Северного Прикамья

Svetlana Yurievna Korolyova

Аннотация


В статье на примере почитаемых в Северном Прикамье камней-валунов рассматриваются традиционные механизмы семиотизации природного ландшафта. Выбранный автором подход определили современные тенденции изучения культа камней, в частности сдвиг от поиска «следов язычества» к другим возможным авторитетным моделям, повлиявшим на имеющиеся мифоритуальные представления и практики. Автор подробно рассматривает две этнолокальные традиции, существующие в Юсьвинском и Гайнском районах Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Материал исследования включает этнографические свидетельства и фольклорные тексты XIX — начала XXI в., в том числе записи Л. С. Грибовой и новые полевые данные, часть которых ранее не публиковалась. В одном из случаев обнаруживаются две конкурирующие этиологические интерпретации валуна, при этом христианская (камень — седло Ильи Пророка) постепенно вытесняет «богатырскую» версию его появления. Основным предметом рассказывания становятся многократные перемещения валуна в пространстве, преодолевающие естественную неподвижность камня и служащие — наравне с историями об исцелениях — подтверждением его чудесных свойств. Во втором случае валуны оказываются материализованной памятью о первых насельниках края — богатырях, силачах; возникают контаминированные сюжеты, в которых местный богатырь Пера заменяет плывущего на камне святого Стефана Пермского. Критерием особого семиотического статуса камня, его выделенности из нейтрального ландшафта, является появление собственного названия. Делается вывод, что формы почитания трех описанных в статье камней, известные по свидетельствам XIX в. и более позднего времени, складываются не раньше заселения территории в конце XVI — первой трети XVII в., на фоне контактов с русскими. Возможность учесть данные за более чем столетний период позволяет показать пластичность коми-пермяцкой традиции, связанной с мифологизацией камней-валунов.


Ключевые слова


Урал; коми-пермяки; природно-культурный ландшафт; фольклорные предания и легенды; великаны; Илья Пророк; Стефан Пермский; богатырь Пера; оронимы

Полный текст:

PDF

Литература


Belitser, V. N. (1958). Ocherki po etnografii narodov komi. XIX — nachalo XX veka [Essays on the Ethnography of the Komi Peoples. 19th — Early 20th Centuries]. Moscow: [s. n.]

Belova, O. V. (2019). Ob izuchenii kul’tovykh kamnei: ot arkheologii k fol’kloru [On the Study of Cult Stones: From Archaeology to Folklore]. Zhivaia starina, 2, 65–68.

Belova, O. V., & Petrukhin V. Ya. (2017). Velikany Evrazii: ot mifa k istorii [Giants of Eurasia: From Myth to History]. Etnograficheskoe obozrenie, 4, 56–64.

Berezovich, E. L. (2010). Russkaia toponimiia v etnolingvisticheskom aspekte. Mifopoeticheskii obraz prostranstva [Russian Toponymy in the Ethnolinguistic Aspect. The Mythopoetic Image of Space]. Moscow: KomKniga.

Chesnov, Ya. V. (2011). Chelovek i kamen’ v traditsionnoi kul’ture [Man and Stone in Traditional Culture]. In N. Yu. Danchenkova, & A. V. Chasovnikova (Eds.), Religioznyi opyt narodnoi kul’tury. Narodnaia vera i narodnoe tvorchestvo [Religious Experience of Folk Culture. Folk Faith and Folk Art] (pp. 122–143). St Petersburg: Nestor-Istoriia.

Golubkova, O. V. (2014). “Sviatye kamni” v sisteme mirovozzreniia russkikh (po polevym materialam 2012 g.) [“Holy Stones” in the Russian Worldview (Based on Field Materials in 2012)]. Balandinskie chteniia, 9(1), 45–52.

Karabanav, A. K., Vinakurav, V. F., Duchtsts, L. U., Zaikovski, E. M., & Klimkovich, I. Ya. (2011). Kul’tavyia i gistarychnyia valuny Belarusi [Cult and Historical Boulders of Belarus]. Minsk: Belaruskaia navuka.

Korolyova, S. Yu. (2019). Komi-permiatskii bogatyr’ Pera. Fol’klornyi narrativ i lokal’nyi landshaft [Komi-Permyak Hero Pera. Folklore Narrative and Local Landscape]. Zhivaia starina, 1, 44–47.

Korolyova, S. Yu., & Chetina E. M. (2019). Velikany, perebrasyvaiushchie topor ili kamni: slavianskie varianty siuzheta v “svoikh” i “chuzhikh” traditsiiakh [Giants Throwing Axes or Stones: Slavic Variants of the Plot in their “Own” and “Alien” Traditions]. In A. B. Moroz, N. V. Petrov, N. S. Petrova, & O. V. Belova (Comps.), Unikal’noe i tipichnoe v slavianskom fol’klore [The Unique and the Typical in Slavic Folklore] (pp. 124–157). Moscow: RGGU.

Kurbatov, A. V. (2017). Problematika izucheniia prirodnykh istoriko-kul’turnykh ob”ektov Vostochnoi Evropy [Issues of Studying Natural Historical and Cultural Objects of Eastern Europe]. In N. F. Solovyeva (Ed.), Biulleten’ Instituta istorii material’noi kul’tury RAN [Bulletin of the Institute for the History of Material Culture of the RAS] (Vol. 6, pp. 257–274). St Petersburg: IIMK RAN.

Limerov, P. F. (2008). Obraz sv. Stefana Permskogo v pis’mennoi traditsii i fol’klore naroda komi [Image of Stefan Permsky in the Writing Tradition and Folklore of Komi]. Moscow: Nauka.

Limerov, P. F. (2012). Puteshestviia Stepana-chudotvortsa: k voprosu o toponimicheskom motive v legendakh o khristianizatsii komi [Travels of Stepan the Wonderworker: On the Issue of Toponymic Motive in the Legends about the Christianisation of Komi]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaia i zarubezhnaia filologiia, 1 (17), 76–83.

Lobach, U. A. (2013). Mif. Prastora. Chalavek: tradytsyiny kul’turny landshaft belarusav u semiiatychnai perspektyve [Myth. Space. Human: The Traditional Cultural Landscape of Belarusians from a Semiotic Perspective]. Minsk: Tekhnalogiia.

Lobach, V. A. (2019). Bogatyri, osilki i devy-voitel’nitsy v toponimicheskikh predaniiakh vostochnykh slavian [Bogatyrs, Strong Men and Warrior Maidens in Toponymic Legends of the Eastern Slavs]. In Balto-slavianskie issledovaniia — XX [Balto-Slavic Studies — 20] (pp. 350–383). Moscow: Institut slavianovedeniia RAN. http://doi.org/10.31168/2658-5766.2019.20.13

Makarov, N. A. (1984). Kamen’ Antoniia Rimlianina [St Anthony the Roman’s Stone]. In Novgorodskii istoricheskii sbornik [Novgorod Historical Collection] (Vol. 2, pp. 203–210). Leningrad: Nauka.

Makarov, N. A., & Chernetsov, A. V. (1988). K izucheniiu kul’tovykh kamnei [On the Study of Cult Stones]. Sovetskaia arkheologiia, 3, 79–90.

Malchev, R. (2017). Predaniiata za Krali Marko i negovata sestra ot Pаstrinskiia tsikl [Legends about Kral Marko and His Sister from the Pastrinsky Cycle]. In R. Malchev, Agiologiia i demonologiia. Naprezheniia v strukturata na folklornata viara [Hagiology and Demonology. Tensions in the Structure of Folklore Faith] (pp. 302–349). Sofia: Rod.

Mel’nikov, I. V., & Maslov, V. V. (1992). O kamniakh-sledovikakh na territorii Karelii [About Trace Stones on the Territory of Karelia]. In A. P. Konkka, & Yu. Yu. Surkhasko (Eds.), Obriady i verovaniia narodov Karelii [Rituals and Beliefs of the Peoples of Karelia] (Vol. 2, pp. 160–177). Petrozavodsk: KNC RAN.

Mingalev, V. V. (2005). O vozmozhnosti kreshcheniia komi-permiakov Sviatitelem Stefanom Permskim [On the Possibility of Baptism of the Komi-Permyaks by Stefan Permsky]. In V. S. Deryabin et al. (Eds.), Komi-permiaki i finno-ugorskii mir [The Komi-Permyak and the Finno-Ugric World] (pp. 104–108). Kudymkar: Aleks-Print.

Mironska-Khristovska, V. (2000). Makedonskite predanija za mesta [Macedonian Legends about Places]. Skopje: Institut za makedonska literatura.

Mizin, V. G. (Ed.). (2018). Kul’tovye kamni Vostochnoi Evropy: Belarus’, Latviia, Litva, Rossiia [Cult Stones of Eastern Europe: Belarus, Latvia, Lithuania, Russia]. St Petersburg: Gumanitarnaia Akademia.

Panchenko, A. A. (1997). Russkii kul’t sv. Paraskevy Piatnitsy i pochitaemye kamni Novgorodskoi zemli [Russian Cult of St. Paraskeva Piatnitsa and the Revered Stones of the Novgorod Land]. In G. S. Lebedev (Ed.), Divinets Staroladozhskii: mezhdistsiplinarnye issledovaniia [Divinets Staroladozhsky: Interdisciplinary Research] (pp. 107–119). St Petersburg: SPbGU.

Platonov, E. V. (2011). Pochitaemye kamni v pravoslavnoi traditsii na severo-zapade Rossii [Venerated Stones in the Orthodox Tradition in the Northwest of Russia]. Etnograficheskoe obozrenie, 3, 130–144.

Rakhno, K. (2014). Bogatirі: arkhaichnii siuzhet u fol’klorі Pіvdennoi Naddnіprianshchini [Bogatyrs: Archaic Plot in the Folklore of the Southern Dnieper]. Mіfologіia і fol’klor, 3–4, 87–97.

Shevarenkova, Yu. M. (2004). Sviatye kamni Serafima Sarovskogo v Nizhegorodskoi oblasti: tipologiia siuzhetov, pochitanie kamnei [Sacred Stones of Seraphim of Sarov in Nizhny Novgorod Region: Typology of Plots and Veneration of Stones]. In Yu. M. Shevarenkova, Issledovaniia v oblasti russkoi fol’klornoi legendy [Research on the Russian Folk Legend] (pp. 149–164). Nizhny Novgorod: Rastr-NN.

Smirnov, Yu. I. (1998). Pervozhiteli s edinstvennym toporom [The First Inhabitants with a Single Ax]. In I. A. Sedakova (Ed.), Balto-slavianskie issledovaniia — 1997 [Balto-Slavic Studies — 1997] (pp. 350–373). Moscow: Indrik.

Toporov, V. N. (1998). Antonii Rimlianin — novgorodskii sviatoi v “Zhitii” [Anthony the Roman — Novgorod Saint in the Hagiography]. In V. N. Toporov, Sviatost’ i sviatye v russkoi dukhovnoi kul’ture [Holiness and Saints in Russian Spiritual Culture] (Vol. II: Tri veka khristianstva na Rusi (XII–XIV vv.) [Three Centuries of Christianity in Russia (12th–14th Centuries)], pp. 17–48). Moscow: Iazyki russkoi kul’tury.

Tsivyan, T. V. (2015). Ob enantiosemii kamnia: nepodvizhnost’ versus dvizhenie [On the Enantiosemia of Stone: Immobility Versus Movement]. In L. O. Zaionts (Ed.), Zhivoi kamen’: ot prirody k kul’ture [Living Stone: From Nature to Culture] (pp. 100–110). Moscow: Institut mirovoi kul’tury MGU.

Vinogradov, V. V. (2019). Severorusskie pochitaemye mesta: topika sviatyn’ [Revered Places of the Russian North: The Topic of Relics]. St Petersburg: Proppovskii tsentr.

Vinogradov, V. V., & Gromov, D. V. (2006). Predstavleniia o kamniakh-valunakh v traditsionnoi kul’ture russkikh [Beliefs about Boulder Stones in the Traditional Culture of Russians]. Etnograficheskoe obozrenie, 6, 125–143.

Vlasov, A. N. (1996). Missiia russkoi pravoslavnoi tserkvi v Permskom krae (po materialam drevnerusskoi pis’mennosti) [The Mission of the Russian Orthodox Church in Perm Region (with Reference to Old Russian Writing)]. In A. N. Vlasov (Ed.), Istoriia Permskoi eparkhii v pamiatnikakh pis’mennosti i ustnoi prozy [History of the Perm Diocese in Medieval Writing] (pp. 4–58). Syktyvkar: SGU.

Volodina, T. V. (2015). Liudi i kamni: metamorfozy i kommunikatsiia (belorusskaia traditsiia) [People and Stones: Metamorphoses and Communication (Belarusian Tradition)]. In L. O. Zaionts (Ed.), Zhivoi kamen’: ot prirody k kul’ture [Living Stone: From Nature to Culture] (pp. 133–145). Moscow: Institut mirovoi kul’tury MGU.

Volodina, T. V., & Lobach V. A. (2016). Kamni i klady v fol’klornoi traditsii belorusov [Stones and Treasures in the Folklore Tradition of Belarusians]. In T. V. Tsivyan (Ed.), Dialog s kamnem: ot prirody k kul’ture [Dialogue with a Stone: From Nature to Culture] (pp. 239–249). Moscow: Institut mirovoi kul’tury MGU.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.4.061

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru