Специфика исторического автобиографизма А. И. Герцена в книге «С того берега»

Anastasiia Nikolaevna Gorbunova

Аннотация


В статье рассматривается один из самых напряженных и трудных периодов в жизни Герцена, связанный с идеологическим кризисом писателя конца 1840-х гг., который находит отражение в его публицистических работах 1850-х гг. В исследовании предпринята попытка комплексного анализа книги «С того берега» как автобиографического текста с целью проследить формирование новой концепции личности автора и способов преодоления его мировоззренческого кризиса. Исследуется характер автобиографизма Герцена 1850-х гг., получившего в работе Л. Я. Гинзбург определение исторического. Исторический автобиографизм приходит на смену романтическому автобиографизму, характерному для герценовских работ 1830-х гг., и социально-психологическому, свойственному его творчеству 1840-х гг. Вопросы исторического порядка становятся теперь частью личной жизни писателя. Более того, Герцен персонифицирует принципы историософии: опыт отдельной личности расценивается им как опыт всего человечества. Однако кризис Герцена был также связан и с его неопределенным положением в европейских демократических кругах. Неслучайно он формулирует и выбирает для себя позицию стороннего наблюдателя. Эта позиция подкрепляется методом исторических аналогий (определение Р. Хестанова) — Герцен сравнивает события современной Европы с событиями конца античной цивилизации, а себя сопоставляет с римскими философами. Также он прибегает к приему театрализации настоящего, а следовательно, и самой истории, за счет чего происходит эффект двойного переживания (переживание над переживанием, или метапереживание), что помогает ему дистанцироваться от событий дня сегодняшнего и преодолеть «душевную драму» конца 1840-х — начала 1850-х гг.


Ключевые слова


Александр Герцен; «С того берега»; автобиографическое начало; автобиографизм; исторический автобиографизм; социально-политическая философия Герцена; историософия Герцена

Полный текст:

PDF

Литература


Berdyaev, N. A. (2008). Russkaia ideia: osnovnye problemy russkoi mysli XIX — nachala XX veka [The Russian Idea: The Main Problems of the Russian Thought of the 19th — Early 20th Centuries]. St Petersburg: Azbuka-Klassika.

Boldyreva, E. M. (2017). Avtobiografizm i avtobiografia: samokonstruirovanie i semiotizatsia subjecta [Autobiographism and Autobiography: Self-Construction and Subject Semiotisation]. Jaroslavskii pedagogichesii vestnik, 4. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/v/avtobiografizm-i-avtobiografiya-samokonstruirovanie-i-semiotizatsiya-subekta

Bolshev, A. O. (2003). Ispovedalno-avtobiograficheskoe nachalo v russkoi proze vtoroi poloviny XX veka [Confessional and Autobiographical Origins in Russian Prose of the Second Half of the 20th Century] (habilitation dissertation abstract). St Petersburg: St Petersburg University.

Bulgakov, S. N. (1993). Dushevnaia drama Gertsena [Herzen’s Spiritual Drama]. In S. N. Bulgakov, Sobranie sochonenij [Collected Works] (Vol. 2, pp. 95–130). Moscow: Nauka.

Dryzhakova, E. (1999). Gerzen na Zapade: v labirinte nadezhd, slavy i otrechenij [Herzen in the West: In a Maze of Hope, Glory, and Renunciation]. St Petersburg: Akademicheskij proekt.

Evteeva, T. V. (2011). Filosofiia istorii kak osnova tsivilizatsionnoj kontseptsii A. I. Gerzena [Philosophy of History as the Basis of A. I. Herzen’s Civilizational Concept]. Analitika kul’turologii. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/v/filosofiya-istorii-kak-osnova-tsivilizatsionnoy-kontseptsii-a-i-gertsena

Ginzburg, L. Ya. (1997). Avtobiograficheskoe v tvorchestve Gertsena [Autobiographical Elements in Herzen’s Work]. In L. R. Lansky, & S. A. Makashin (Eds.), Gertsen i Ogarev v krugu rodnykh i druzei [Herzen and Ogarev among Their Friends and Relatives]. Literaturnoe nasledstvo, 99 (Book 1, pp. 7–54). Moscow: Nauka.

Ginzburg, L. Ya. (1999). O psikhologicheskoi proze [About Psychological Prose]. Moscow: Intrada.

Hestanov, R. (1999). “S togo berega” A. Gerzena: figury avtorskoj identifikatsii [A. Herzen’s From the Other Shore: Figures of the Author’s Identification]. Issledovaniia po istorii russkoj mysli. Ezhegodnik za 1999 g. [Studies on the History of Russian Thought. Yearbook for 1999] (pp. 7–65). Moscow: OGI.

Ivanov-Razumnik, R. V. (1916). Obshchestvennye i umstvennye techeniia 30-kh godov i otrazhenie v literature [Social and Intellectual Tendencies of the 1830s and Reflection in Literature]. In D. N. Ovsyaniko-Kulikovsky (Ed.), Istoriia russkoi literatury XIX veka [History of the Russian Literature of the 19th Century] (Vol. 1, pp. 247–276). Moscow: Mir.

Karpov, I. P. (2003). Avtorologiia russkoj literatury (I. A. Bunin, L. N. Andreev, A. M. Remizov) [The Authorology of Russian Literature (I. A. Bunin, L. N. Andreev, A. M. Remizov)]. Yoshkar-Ola: Marevo.

Medarich, M. (1998). Avtobiografiia / avtobiografizm [Autobiography / Autobiographism]. In A. B. Muratova (Ed), Avtointerpretatsiia [Self-Interpretation] (pp. 5–32). St Petersburg: St Petersburg University Press.

Paperno, I. A. (2004). Sovetskij opyt, avtobiograficheskoe pismo i istoricheskoe soznanie: Ginzburg, Gerzen, Gegel [Soviet Experience, Autobiographical Writing and Historical Consciousness: Ginzburg, Herzen, Hegel]. Novoe literaturnoe obozrenie, 68. Retrieved from https://magazines.gorky.media/nlo/2004/4/sovetskij-opyt-avtobiograficheskoe-pismo-i-istoricheskoe-soznanie-ginzburg-gerczen-gegel.html

Podoroga, V. A. (2001). Materialy k psikhobiografii S. M. Eizenshteina [Materials for the Psychobiography of S. M. Eisenstein]. In V. A. Podoroga (Ed.), Avtobio-grafiia. K voprosu o metode. Tetradi po analiticheskoj antropologii [Autobiography. On the Issue of Method. Notebooks on Analytical Anthropology] (No. 1, pp. 11–140). Moscow: Logos.

Sarsenova, I. Zh. (2013). Khudozhestvennaia kontseptsiia lichnosti v povestiakh A. I. Gerzena [The Artistic Concept of the Individual in A. I. Herzen’s Stories] (doctoral dissertation abstract). Astrakhan.

Savkina, I. L. (2007). Razgovory s zerkalom i Zazerkaljem. Avtodokumentalnye zhenskie teksty v russkoi literature pervoi poloviny XIX veka [The Conversation with the Mirror and the World behind the Looking-Glass. Auto-Documentary Female Texts in the Russian Literature of the First Half of the 19th Century]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Shepel, M. O. (2009). Istoriosofiia A. I. Gerzena: u istokov kritiki paradigmy istorii XIX stoletiia [A. I. Herzen’s Historiosophy: At the Origins of Criticism of the Paradigm of History of the 19th Century] (doctoral dissertation abstract). Tomsk.

Shpet, G. (1921). Filosofskoe mirovozzrenie Gerzena [Herzen’s Philosophical Worldview]. Petrograd: Kolos.

Sozina, E. K. (2001). Soznanie i pis’mo v russkoj literature [Consciousness and Writing in Russian Literature]. Yekaterinburg: Ural University Press.

Strada, V. (1996). Gumanizm i terrorizm v russkom revoliutsionnom dvizhenii [Humanism and Terrorism in the Russian Revolutionary Movement]. Voprosy filosofii, 9, 90–119.

Vinokur, G. O. (1997). Biografia i kultura [Biography and Culture]. Moscow: Russkie slovari.

Volodin, A. I. (1996). Ob istorii Gerzena (Robert Owen) [About Herzen’s History (Robert Owen)]. Voprosy filosofii, 9, 82–89.

Zenkovskij, V. V. (2001). Istoriya russkoj filosofii [History of the Russian Philosophy]. Moscow: Akademicheskii proekt.

Zhivov, V. M. (2005). Apologiia Gerzena v fenomenologicheskom ispolnenii (“Filosofskoe mirovozzrenie Gerzena” G. G. Shpeta) [The Apology of Herzen in the Phenomenological Version (Herzen’s Philosophical Worldview by G. G. Shpet)]. Novoe literaturnoe obozrenie, 71, 166–174. Retrieved from http://magazines.russ.ru/nlo/2005/71/zhi8.html




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.1.015

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru