Прототип иеромонаха Мисаила в повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»

Elena Yurievna Safronova

Аннотация


В статье дается комментарий одной детали художественного мира повести «Дядюшкин сон». Упоминание об иеромонахе Мисаиле в Светозерской пустыни рассматривается как топографическая примета, обеспечивающая убедительную локальную привязку текста Достоевского. Прототипом священника, по нашему мнению, является о. Макарий (Михаил Яковлевич Глухарев), которого называли «Апостолом земли Алтайской». В научный оборот вводится найденный в Барнауле автограф М. Я. Глухарева, анализируется миссионерская деятельность архимандрита, причины его сближения с тобольскими декабристами М. А. Фонвизиным и его супругой Н. Д. Фонвизиной, П. С. Бобрищевым-­Пушкиным, П. Н. Свистуновым. В работе рассматривается также вопрос интереса Ф. М. Достоевского к личности архимандрита и каналы, по которым писатель мог узнать о старце: кружок Фонвизиных, книга об о. Макарии его преемника С. Ландышева, семипалатинский приятель Достоевского краевед Н. А. Абрамов, устная легенда, в том числе раскольничья. Сохранившиеся по сей день юмористические истории об архимандрите могли стать толчком для комической трансформации его образа в повести «Дядюшкин сон», в которой писатель с легкостью, иронично оперировал известными ему фактами, зашифровав о. Макария под мирским именем Михаил. В зрелом творчестве фигура Макария присутствует в черновых набросках романа «Братья Карамазовы», а «обдорский монашек» входит в окружение старца Зосимы в окончательном тексте произведения. Задолго до обдумывания замысла романа «Братья Карамазовы» М. Я. Глухарев становится для Достоевского не только катализатором творческого процесса и одним из прототипов героев, но и примером «романтического миссионера», народного духовного лидера и реформатора церкви.


Ключевые слова


Ф. М. Достоевский; «Дядюшкин сон»; сибирский текст; Алтай; о. Михаил (М. Я. Глухарев); биографический текст

Полный текст:

PDF

Литература


Borodavkin, A. P., & Khrapova, Yu. Yu. (1992). K voprosu o kul’turno-prosvetitel’skoj deiatel’nosti arkhimandrita Makariia (M. Ya. Glukharyova) — ideologa i osnovopolozhnika Altajskoj dukhovnoj missii [On the Issue of Cultural and Educational Activity of Archimandrite Macarius (M. Ya. Glukharev) — Ideologist and Founder of the Altai Spiritual Mission]. In Altajskij sbornik [Altai Collection] (Iss. ХV, pp. 14–20). Barnaul: Altaiskoe otdelenie Vserossijskogo fonda kul’tury.

Bychkova, E. V. (2011). Iz istorii missionerskoj deiatel’nosti prepodobnogo Makariia [From the Story of Missionary Activity of Reverend Macarius]. In Otets Mikhail Kizyun, Dukhovnye istoki russkoj kul’tury: materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii, 24–25 maia 2001 g. [Spiritual Sources of Russian Culture: Materials of a Scholarly Practical Conference on May 24–25, 2001] (pp. 26–30). Rubtsovsk: Rubtsovskij industrial’nyj institut.

Gromyko, M. M. (1985). Sibirskie znakomye i druz’ia F. M. Dostoevskogo. 1850–1854 [Siberian Friends and Friends of F. M. Dostoevsky. 1850–1854]. Novosibirsk: Nauka.

Katsyuba, D. V. (1998). Altajskaia dukhovnaia missiia: Voprosy istorii, prosveshcheniia, kul’tury i blagotvoritel’nosti [Altai Spiritual Mission: Issues of History, Education, Culture, and Charity]. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet.

Kharlampovich, K. V. (Ed.). (1905). Pis’ma arkhimandrita Makariia Gluhareva, osnovatelia Altajskoj missii [Letters of Archimandrite Macarius Glukharev, Founder of the Altai Mission]. Kazan: Tsentral’naia tipografiia.

Krejdun, Yu. A. (2001). Deiatel’nost’ arkhimandrita Makariia na Altae [The Work of Archimandrite Macarius in the Altai]. In Yu. A. Krejdun, & K. N. Metel’nitsky (Eds.), Istoriia pravoslaviia na Altae: materialy II Sviato-Makar’evskikh chtenij 17–20 sentiabria 2001 g.: sbornik statej [The History of Orthodoxy in the Altai: Materials of the II St Macarius Readings on September 17–20, 2001: Collection of Articles] (pp. 13–21). Barnaul: AzBuka.

Metel’nitsky, K. N. (2001). O prebyvanii arkhimandrita Makariia na Altae [About the Visit of Archimandrite Macarius to the Altai]. In Yu. A. Krejdun, & K. N. Metel’nitsky (Eds.), Istoriia pravoslaviia na Altae: materialy II Sviato-Makar’evskikh chtenij 17–20 sentiabria 2001 g.: sbornik statej [The History of Orthodoxy in the Altai: Materials of the II St Macarius Readings on September 17–20, 2001: Collection of Articles] (pp. 5–10). Barnaul: AzBuka.

Mochul’sky, K. V. (1980). Dostoevskij. Zhizn’ i tvorchestvo [Dostoyevsky. Life and Creative Work]. Paris: Ymca-press.

Nesterov, S. V. (2003). Prepodobnyj Makarij Altajskij: zhiznennyj put’ i missionerskoe nasledie [St Macarius of Altai: His Life and Missionary Heritage] (doctoral dissertation). Moscow.

Odinokov, V. G. (1980). “Sibirskaia” povest’ F. M. Dostoevskogo “Diadiushkin son” (poetika zhanra) [The “Siberian” Story of F. M. Dostoevsky’s Uncle’s Dream (the Poetics of the Genre)]. In L. P. Yakimova et al. (Eds.), Razvitie povestvovatel’nykh zhanrov v literature Sibiri [Development of Narrative Genres in the Literature of Siberia] (pp. 17–28). Novosibirsk: Nauka: Sibirskoe otdelenie.

Safronova, E. Yu. (2018). Komicheskaia povest’ “Diadiushkin son”: barnaul’skie vpechatleniia F. M. Dostoevskogo [The Comic Novella Uncle’s Dream: Barnaul Impressions of F. M. Dostoevsky]. Filologiya i chelovek, 3, 137–156.

Starygina, V. O. (2013). “Diadiushkin son” kak komicheskaia povest’ [Uncle’s Dream as a Comic Novella]. In Filologicheskie nauki v Rossii i za rubezhom: materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (g. Sankt-Peterburg, noiabr’ 2013 g.) [Philological Scholarship in Russia and Abroad: Materials of the II International Scholarly Conference (St Petersburg, November 2013)] (pp. 24–26). St Petersburg: Renome. Retrieved from https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4459/

Tarasova, N. A. (2019). Problemy podgotovki real’nogo kommentariia (na materiale romana F. M. Dostoevskogo “Idiot”) [The Issue of Developing a Real Comment (Based on F. M. Dostoevsky’s Novel The Idiot)]. Problemy istoricheskoj poetiki, 17(3), 149–185. https://doi.org/10.15393/j9.art.2019.6181

Tikhomirov, B. A. (2017). Prepodobnyj Makarij (Gluharev): Missionerskij podvig i perevod Biblii [St Macarius (Glukharev): Missionary Feat and the Translation of the Bible]. Khristianskoe chtenie, 3, 10–38.

Tikhomirov, B. N. (2008). Akademicheskij kommentarij: tseli, zadachi, printsipy [Academic Commentary: Goals, Objectives, Principles]. In N. T. Ashimbaeva, & B. N. Tikhomirov (Eds.), Dostoevskij i mirovaia kul’tura [Dostoyevsky and World Culture] (No. 24, pp. 117–126). St Petersburg: Serebrianyj vek.

Tomashevsky, B. V. (1959). Pisatel’ i kniga: ocherk tekstologii [The Writer and the Book: An Essay on Textual Criticism]. Moscow: Iskusstvo.

Trofimova, T. B. (2014). Diadiushkin son. Kommentarii [Uncle’s Dream. Comments]. In F. M. Dostoevsky, Polnoe sobranie sochinenij i pisem [Complete Works and Letters] (Vol. 2: Povesti i rasskazy [Novellas and Short Stories. 1847–1859], pp. 733–753). St Petersburg: Nauka.

Tunimanov, V. A. (1980). Tvorchestvo Dostoevskogo 1854–1862 gg. [Dostoevsky’s Creative Work in 1854–1862]. Leningrad: Nauka.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.1.016

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru