Образ ковчега в романе Л. М. Леонова «Вор»

Alena Olegovna Zadorina

Аннотация


Статья посвящена анализу образа ковчега в романе Л. М. Леонова «Вор» как одного из сквозных в творчестве писателя (от рассказа «Уход Хама» до итоговой «Пирамиды»). Цель работы — определить семантику образа с учетом политического, общекультурного и литературного контекста времени создания произведения (было опубликовано в 1927 г.), исследований по данной теме на настоящий момент практически нет. В романе «Вор» мифологема ковчега включает в себя значение дома-коммуны, пространства с функцией «пережить время», что позволяет говорить о нем как о гетеротопии по терминологии М. Фуко. С помощью структурно-типологического метода были выявлены универсальные комплексы, в пределах которых раскрывается образ ковчега и его обитателей: оппозиция «свой» — «чужой» преодолевается за счет свободного перемещения ковчега между ее полюсами. Соотнесение библейского первоисточника (сюжет о Ноевом ковчеге) с авторским вариантом интерпретации позволяет по-новому оценить вопрос об избранничестве обитателей дома-корабля и о духовном лидере, их объединившем. Показательно отсутствие праведников на этом ковчеге, все пассажиры — жертвы обстоятельств и принадлежат маргинальным слоям общества. Собрание всех действующих лиц на «ковчеге» — в коммунальной квартире № 8 на именинах Балуевой — является значимым композиционным событием, после которого герои должны выбрать собственный жизненный путь. Внимание к разработанным аспектам текста (мотив открытого / закрытого окна, образ птицы-вестника, речевая характеристика персонажей) открывает совершенно новое, отличное от ветхозаветного сюжета, прочтение ситуации спасения: у Леонова «спасенные» не покидают ковчега по завершении пути, а продолжают оставаться на нем до момента изгнания судьбой. В результате исследования обнаружено, что идеи спасения, избранничества, выбора пути, традиционно связываемые с мифологемой ковчега, в романе «Вор» получают качественно новую трактовку, создавая тем самым модернистский образ эпохи 1920-х гг.


Ключевые слова


Л. М. Леонов; образ ковчега; мифологема; библейский сюжет; Ной; дом-коммуна; избранничество; спасение

Полный текст:

PDF

Литература


Bakhtin, M. M. (1975). Formy vremeni i khronotopa v romane: ocherki po istoricheskoi poetike [Forms of Time and Chronotope in the Novel: Essays on Historical Poetics]. In M. M. Bakhtin, Voprosy literatury i estetiki [Literature and Aesthetics] (pp. 234–407). Moscow: Khudozhestvennaia literatura.

Belogurova, E. V. (2014). Poetika i semiotika doma v tvorchestve M. A. Bulgakova [Poetics and Semiotics of House in the Work of M. A. Bulgakov] (doctoral dissertation abstract). Omsk.

Belova, A. Dom-korabl’ v Moskve: legendarnoe zdanie, kotoroe iakoby sposobno vyderzhat’ iadernyi udar [House-Ship in Moscow: A Legendary Building that Supposedly Can Withstand a Nuclear Strike]. Kulturologia.ru. Retrieved from https://kulturologia.ru/blogs/140818/40095/

Dyrdin, A. A. (2014). Obraz-geterotopiia Okeana v proze Leonida Leonova (“Doroga na Okean”) [The Heterotopy Image of the Ocean in Leonid Leonov’s Prose (The Road to the Ocean)]. Sibirskii filologicheskii zhurnal, 4, 7–15.

Foucault, M. (2008). Drugie prostranstva. Geterotopii [Other Spaces. Heterotopia]. Proekt International, 19, 171–179.

Isaev, G. G. (1975). Problema stilevoi traditsii Dostoevskogo v proze Leonida Leonova 1920-kh godov [The Issue of the Style Tradition of Dostoevsky in the Prose of Leonid Leonov of the 1920s] (doctoral dissertation abstract). Gorky.

Khimich, V. V. (1989). Poetika romanov L. Leonova [Poetics of L. Leonov’s Novels]. Sverdlovsk: Ural University Press.

Khrulev, V. I. (2014). Roman “Vor” v dukhovnoi biografii Leonida Leonova [The Novel The Thief in the Spiritual Biography of Leonid Leonov]. Nash sovremennik, 5, 258–275.

Kovtun, N. V. Inoprostranstvo v pozdnikh rasskazakh V. Rasputina: “Izba” i “Videnie” [Other Spaces in Later Stories of V. Rasputin: The Hut and Vision]. Retrieved from http://www.literatura.flf.vu.lt/?page_id=4561

Lotman, Yu. M. (2010). Semiosfera [Semiosphere]. St Petersburg: Iskusstvo-SPb.

Malygina, N. Povoroty amerikanskogo siuzheta Andreia Platonova: neizvestnyi istochnik pjesy Platonova “Noev kovcheg” [Twists and Turns of the American Plot of Andrei Platonov: An Unknown Source of Platonov’s Play Noah’s Ark]. Retrieved from https://imwerden.de/pdf/o_platonove_nina_malygina.pdf

Minmin, Ya. (2004). Nekotorye stilevye traditsii v rannei proze L. Leonova: 1921–1925 gg. [Some Stylistic Traditions in L. Leonov’s Early Prose: 1921–1925] (doctoral dissertation). St Petersburg.

Nepomnyashchikh, N. A. (2006). Obzor novykh knig o tvorchestve L. M. Leonova [Review of New Books about the Work of L. M. Leonov]. Gumanitarnye nauki v Sibiri, 4, 82–84.

Osinsky, V. A. (2004). Ideino-tvorcheskaia evoliutsiia L. Leonova ot “Vora” k “Piramide”: sravnitel’no-tipologicheskij analiz dvukh romanov [Ideological and Creative Evolution of L. Leonov from The Thief to Pyramid: A Comparative Typological Analysis of the Two Novels] (doctoral dissertation abstract). Moscow.

Pitelina, V. A. (2008). Obrazy doma i gostinitsy v povesti I. Grekovoi “Khoziaika gostinitsy” [Images of the House and the Hotel in the Novel by I. Grekova Mistress of the Ritz]. Filologiia i chelovek, 2, 109–115.

Shatin, Yu. V. (1996). Sobytie i chudo [Event and Miracle]. Diskurs, 2, 8–9.

Silantjev, I. V. (2004). Poetika motiva [Poetics of Motif]. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury.

Solzhenitsyn, A. I. (2003). Leonid Leonov — “Vor” (iz “Literaturnoi kollektsii”) [Leonid Leonov — The Thief (from the Literary Collection). Novyi mir, 10, 165–171. Retrieved from http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2003_10/Content/Publication6_3388/Default.aspx

Tyupa, V. I. (1996). Tezisy k proektu slovaria motivov [Abstracts for the Draft Dictionary of Motifs]. Diskurs, 2, 52–55.

Vakhitova, T. M. (2007). Khudozhestvennaia kartina mira v proze Leonida Leonova (struktura, poetika, evoliutsiia) [Artistic Picture of the World in Leonid Leonov’s Prose (Structure, Poetics, Evolution)]. St Petersburg: Nauka.

Valianov, N. A. (2017). Khronotop doma v poetike M. Tarkovskogo [Chronotope of the House in the Poetics of M. Tarkovsky]. Vestnik Krasnoiarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V. P. Astaf’eva, 1, 174–179.

Yakimova, L. P. (2007). Povesti Leonida Leonova 20-kh godov o revoliutsii i grazhdanskoi voine kak zhanrovo-tematicheskij i semantiko-poeticheskij tsikl [The Stories of Leonid Leonov of the 1920s about the Revolution and the Civil War as a Genre-Thematic and Semantic-Poetic Cycle]. Novosibirsk: SO RAN.

Zadorina, A. O. (2012). Motivnyi kompleks, voskhodiashchii k tekstam Sviashchennogo pisaniia, v romane L. M. Leonova “Piramida” [The Motif Complex, Going back to the Texts of the Holy Scripture, in L. M. Leonov’s Novel Pyramid] (doctoral dissertation). Siberian Federal University, Krasnoyarsk.

Zagidullina, T. A. (2017). Analiz transformatsii modelei reprezentatsii pogranichnogo sostoianiia poleta v svete kul’turologicheskogo podkhoda [Analysis of the Transformation of the Models of Representation of the Borderline State of Flight in the Light of the Culturological Approach]. Vestnik Krasnoiarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V. P. Astaf’eva, 1, 189–193.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.1.017

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru