Европейские публикации XIX века как источник восточных мотивов в декоративно-прикладном искусстве и инструмент атрибуции

Sergey Yevgenyevich Vinokurov, Ludmila Alekseevna Budrina

Аннотация


XIX — начало XX в. в истории европейского декоративно-прикладного искусства отмечены новым взлетом интереса к искусству стран Дальнего Востока. В отличие от предыдущего столетия, на новом этапе этот интерес характеризуется более интересными и глубокими вариантами интерпретации экзотических художественных традиций. Причинами возникновения новой волны китайского стиля и, позднее, японизма выступили несколько факторов, среди которых необходимо выделить институт всемирных выставок, формирование музейных и частных коллекций, а также связанный с этими явлениями рост публикационной активности. Статья посвящена рассмотрению нескольких кейсов, демонстрирующих важную роль издательской продукции в распространении восточных мотивов и сюжетов в декоративно-прикладном искусстве Западной Европы, России и Урала.

На примере творчества европейских ювелиров, российских камнерезов и уральских чугунолитейщиков рассматриваются основные возможности, которые дает изучение и анализ изданий художественного, справочного и академического характера XIX — начала XX в. В статье анализируются европейские печатные издания в качестве непосредственных и возможных источников восточных сюжетов, их значение для уточнения атрибуций отдельных произведений и формирования понимания механизмов интеграции экзотических мотивов в традиционные виды декоративного искусства.

Анализ публикационной деятельности в целом, а также раскрытие проблемы ее влияния на появление конкретных произведений европейских и российских мастеров позволил продемонстрировать важную роль изданий XIX — начала XX в. в распространении информации об экзотических художественных традициях. Рассмотренные примеры убедительно доказывают необходимость осмысления декоративно-прикладного искусства России XIX — начала XX в. как части европейского художественного рынка, а также в очередной раз подтверждают включенность уральской художественной промышленности в актуальную европейскую стилистическую повестку.


Ключевые слова


шинуазри; японизм; кросс-культурные отношения; Запад — Восток; камнерезное искусство; уральское художественное чугунное литье

Полный текст:

PDF

Литература


Budrina, L. (2020). The Role of the Documents and Published Sources in Assessment and Attribution: The Case Study of the Malachite History. KnE Social Sciences, 4(11), 21–26. https://doi.org/10.18502/kss.v4i11.7525

Budrina, L. A. (2017). Atributsiia proizvedenii russkikh kamnereznykh fabrik: predmet, eskiz i problema avtorstva [The Attribution of Works of Russian Stonecutting Factories: Object, Design, and Issues of Authorship in the Context of Cross-Cultural Exchange]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 19, 4 (169), 231–240. https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.4.076

Carus, P. (1907). Chinese Thought: An Exposition of the Main Characteristic Features of the Chinese World-Conception. Chicago: The Open Court Publishing Company.

Chambers, W. (1757). Designs of Chinese Buildings, Furniture, Dresses, Machines, and Utensils. London: [Published for the author…].

Chippendale, T. (1754). The Gentleman and Cabinet-Maker’s Director: Being a Large Collection of the Most Elegant and Useful Designs of Household Furniture in the Gothic, Chinese and Modern Taste. London: [Printed for the author…].

Chippendale’s Director: A Manifesto of Furniture Design (2018, Spring). The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 75(4), 38–39.

Gubkin, O. P., & Shajdurova, G. P. (2005). Khudozhestvennoe lit’e XIX–XX vekov v sobranii Ekaterinburgskogo muzeia izobrazitel’nykh iskusstv: katalog [19th–20th Centuries Artistic Casting in the Collection of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts: Catalogue]. Yekaterinburg: Avtograf.

Jones, O. (1867). Examples of Chinese Ornament Selected from Objects in the South Kensington Museum and Other Collections. London: S. & T. Gilbert.

L’Art pour tous: encyclopédie de l’art industriel et décoratif, 461 (1879, 31 August).

Loske, A. (2016). Shaping an Image of China in the West: William Alexander (1767–1816). Retrieved from https://brightonmuseums.org.uk/discover/2016/09/01/shaping-an-image-of-china-in-the-west-william-alexander-1767-1816/

Mavrodina, N. M. (2007). Iskusstvo russkikh kamnerezov XVIII–XIX vekov: katalog kollektsii [The Art of Russian Masters of the 18th–19th Centuries: Catalogue of the Collection]. St Petersburg: State Hermitage Press.

Neglinskaya, M. A. (2020). Kitaiskii stil’ (shinuazri) v arkhitekture i planirovke Londona perioda Regentstva (1811–1820) [“Chinese Style” in Architecture and Planning of London of the Regency Era (1811–1820)]. Iskusstvo Evrazii, 1 (16), 174–184. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.013

Vinokurov, S. E. (2017). Na poroge novogo stilia. Istochniki dal’nevostochnykh reministsentsii v rabotakh rossiiskikh kamnerezov 1880–1900-kh gg. [On the Threshold of Art Nouveau. Sources of Far Eastern Reminiscences in the Works of Russian Stonecutters in the 1880s–1900s]. In I. K. Bott (Ed.), Modern v Rossii. Nakanune peremen: sbornik nauchnykh statei XXIII Tsarskosel’skoi nauchnoi konferentsii [Art Nouveau in Russia. On the Eve of Changes: Collection of Scholarly Articles of the XXIII Tsarskoye Selo Scholarly Conference]. St Petersburg: Silver Age Publishing House.

Vinokurov, S. E., & Budrina, L. A. (2015). Kitaiskie motivy v khudozhestvennykh promyslakh Urala: chugunnoe lit’e i reznoi kamen’ [Chinese Motifs in the Artistic Crafts of the Urals: Cast Iron and Carved Stone]. In I. K. Bott (Ed.), Obraz podnebesnoi. Vzgliad iz Evropy: sbornik nauchnykh statei XXI Tsarskosel’skoi nauchnoi konferentsii [The Image of the Celestial Empire. A View from Europe: Collection of Scholarly Articles of the XXI Tsarskoye Selo Scholarly Conference]. St Petersburg: Silver Age Publishing House.

Vinokurov, S. E., & Budrina, L. A. (2017). Vsemirnye vystavki vtoroi poloviny XIX veka kak odin iz istochnikov kitaiskikh reministsentsii v otechestvennom kamnereznom iskusstve [World Fairs of the Second Half of the 19th Century as a Source of Chinese Reminiscences in Russian Stone-Cutting Art]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 19, 1 (160), 62–74. https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.005




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.4.065

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru