Историко-архивные аспекты экспертизы и атрибуций произведений Н. К. Рериха

Elena Panteleevna Yakovleva

Аннотация


В статье, основанной на материалах экспертных и атрибуционных исследований, проводимых автором на протяжении разных лет, рассматриваются историко-архивные документы, свидетельства и факты, использованные в ходе проведения экспертизы и атрибуций произведений станкового и театрально-декорационного искусства Николая Константиновича Рериха (1874–1947), а также выявляется роль и значение для экспертизы документов из фондов отделов рукописей Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и других учреждений, что имеет значение для уточнения и изучения художественного наследия мастера. Цель статьи состоит в рассмотрении отдельных примеров проведения экспертизы и атрибуций произведений Н. К. Рериха с помощью разного рода историко-культурных и бытовых документов, фактов и свидетельств, получивших отражение в опубликованных и неопубликованных искусствоведческих текстах, эпистолярных и мемуарных источниках, в надписях на оборотах картин и на полях типографских оттисков выставочных каталогов и произведений искусства Рериха, т. е. всего того, что содержит важную для эксперта информацию, входящую в понятие «историко-архивные аспекты». В статье приведены примеры искусствоведческих, культурологических и технико-технологических методов, применяемых при проведении экспертизы и атрибуций художественных произведений, и их результат, получивший отражение в «заключениях эксперта», атрибуциях, в выверенном и уточненном описании произведений и истории их бытования, что имеет важное значение для понимания искусства художника, дальнейшего анализа его творчества и, как следствие, появления новых научных и просветительских изданий.


Ключевые слова


Николай Рерих; художественное наследие Н. К. Рериха; произведения искусства; архивные документы; экспертиза; атрибуция

Полный текст:

PDF

Литература


Mel’nikov, V. L. (2009). “Panteon drevnego iskusstva”, ili O tom, kak byli organizovany poezdki Rerikhov “po starine” v 1903–1904 gody [“The Pantheon of Ancient Art”, or How Roerichs’ Trips “According to the Old Days” Were Organised in 1903–1904]. In Rerikhovskoe nasledie: trudy konferentsii [Roerich Heritage: Proceedings of the Conference] (Vol. 4, p. 97). St Petersburg: Rerikhovskii tsentr SPbGU.

Kelim, L. Yu., Mel’nikov, V. L., & Chesnokova, M. N. (Comps.). (2019). Pamiatniki stariny. Etiudy i fotografii Rerikhov: Al’bom vystavki: Arkhitekturnye etiudy N. K. Rerikha iz fondov Gosudarstvennogo muzeia iskusstva narodov Vostoka (Moskva) [Monuments of Antiquity. Sketches and Photographs of the Roerichs: Exhibition Album: Architectural Sketches by N. K. Roerich from the Funds of the State Museum of Oriental Art (Moscow)]. St Petersburg: Izd. SPbGMISR.

Yakovleva, E. P. (1996). Teatral’no-dekoratsionnoe iskusstvo N. K. Rerikha [Theatrical and Decorative Art of N. K. Roerich]. Samara: Agni.

Yakovleva, E. P. (2002). O dorevoliutsionnykh vladel’tsakh proizvedenii N. K. Rerikha [On the Pre-Revolutionary Owners of N. Roerich’s Works]. In Rerikhovskoe nasledie: trudy konferentsii [Roerich Heritage: Proceedings of the Conference] (Vol. 1, pp. 322–328). St Petersburg: St Petersburg University Press.

Yakovleva, E. P. (2006). Novoe o teatral’nykh rabotakh N. K. Rerikha [New Data about Nicholas Roerich’s Theatrical Works]. In A. V. Kamchatova (Ed.), Izobrazitel’noe iskusstvo i teatr: tema, obraz, metod [Fine Arts and Theatre: Theme, Image, Method] (pp. 100–109). St Petersburg: Hermitage Publishing House.

Yakovleva, E. P. (2009). L. I. Zheverzheev i N. K. Rerikh [L. I. Zheverzheev and N. K. Roerich]. In N. I. Vainberg (Ed.), Zheverzheevskie chteniia [Zheverzheev Readings] (pp. 55–65). St Petersburg: SPbGMTiMI.

Yakovleva, E. P. (2017). N. K. Rerikh i A. V. Rumanov: khudozhnik i kollektsioner [N. K. Roerich and A. V. Rumanov: Artist and Collector]. In T. V. Yudenkova (Ed.), Fedor Stepanovich Rokotov: aktual’nye problemy izucheniia tvorchestva; Ot Pavla Tret’iakova do Leonida Talochkina: kollektsionery-dariteli XX veka [Fyodor Stepanovich Rokotov: Topical Problems of the Study of Creative Art; From Pavel Tretyakov to Leonid Talochkin: Collector Benefactors of the 20th Century] (pp. 235–249). Moscow: State Tretyakov Gallery.

Yakovleva, E. P. (2019). Khudozhestvennoe sobranie A. V. Rumanova [Art Collection of A. V. Rumanov]. In V. P. Berezovskiy & Yu. M. Gogolitsyn (Comps.), Kollektsionery. Sankt-Peterburg — Petrograd — Leningrad — Sankt-Peterburg. 1905–2015 [Collectors. St Petersburg — Petrograd — Leningrad — St Petersburg. 1905–2015] (Vol. 2, pp. 25–38). St Petersburg: KGallery, NP-Print.

Yakovleva, E. P. (2020). Teatral’nye eskizy N. K. Rerikha na mirovykh auktsionakh poslednikh desiatiletii [Nicholas Roerich’s Theatrical Sketches at World Auctions in Recent Decades]. In Rerikhovskoe nasledie: trudy konferentsii [Roerich Heritage: Proceedings of the Conference] (Vol. 19, pp. 433–447). St Petersburg: SPbGMISR.

Yakovleva, E. P., Bondarenko, A. A., & Budnikova, Yu. Yu. (Eds.). (2020). N. K. Rerikh i teatr [N. Roerich and Theatre]. St Petersburg: Izd. SPbGMISR.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.4.068

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru