Образное осмысление звука в героическом эпосе народов Сибири

Evgeniya Nikolaevna Kuzmina, Lyubov Nikitovna Arbachakova

Аннотация


Цель авторов статьи — представить анализ специфики изображения звука и музыки в произведениях героического эпоса народов Сибири, сохранивших до последнего времени свою эпическую традицию. Ряд эпических текстов алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев явился базовым источником данного исследования. Как показал обзор теоретических работ, проведенный в статье, музыкальный аспект эпоса, привлекавший внимание ученых, был в основном сосредоточен на изучении эпического интонирования, тембра и использовании сказителями инструментов для музыкального сопровождения (В. И. Вербицкий, В. В. Радлов, Н. П. Дыренкова, А. В. Анохин, Н. А. Баскаков, Л. П. Потапов, Ю. И. Шейкин, Р. Б. Назаренко, Г. Б. Сыченко, О. Э. Добжанская и др.). Применение типологического метода позволило провести сравнительный анализ текстовых фрагментов из эпоса тюрко-монгольских народов, на основании которого сделаны выводы о том, что шумовые звуки переданы в текстах с помощью звукоподражательных слов (ономатопея, идеофон). Музыка передается через описание ее воздействия на персонажей, животных и природные объекты. Она может быть исцеляющей и разрушающей. В этих описаниях заключен звуковой код, который так же, как и все другие приемы эпоса, направлен на раскрытие эпических образов. Устная природа функционирования фольклорных произведений позволяет прибегать к выразительным приемам и средствам, оживляющим некоторую монотонность в исполнении монументальных эпических текстовых полотен. К таким, в частности, относятся различные идеофоны. Описания звуков, пения и музыки облекаются в героических сказаниях в устойчивые поэтические стереотипы, которые составляют фонд «общих мест» эпоса. Сравнение этих описаний показывает их сходство в структурном, поэтическом и композиционном строении, а также в одинаковом наборе художественно-изобразительных средств, используемых для создания образов.


Ключевые слова


героический эпос народов Сибири; звук и музыка в сказаниях; аэрофоны; народные музыкальные инструменты; идеофоны; эпические стереотипы

Полный текст:

PDF

Литература


Bryleva, N. A. (2006). Muzykal’naia i verbal’naia kommunikatsiia v kul’ture [Musical and Verbal Communication in Culture]. Vestnik KrasGAU, 2, 298–300.

Bychkov, Yu. N. (2010). Poniatie “Muzyka”. Periodizatsiia stanovleniia i razvitiia muzykal’nogo iskusstva [The Concept of “Music”. Periodisation of the Formation and Development of Musical Art]. Voprosy muzykoznaniia. Teoriia. Istoriia. Metodika, 3, 9–26. Retrieved from http://yuri317.narod.ru/st/ ponmus.htm

Dyrenkova, N. P. (1940). Shorskii fol’klor [Shor Folklore]. Moscow; Leningrad: AN USSR Publ.

Ivanov, V. A. (2016). Izobrazitel’naia leksika v fol’klornykh tekstakh malykh form (na materiale finno-ugorskikh iazykov) [Artistic Vocabulary in Smaller Folklore Texts (with Reference to Finno-Ugric Languages)]. Sibirskii filologicheskii zhurnal, 4, 174–192. https://doi.org/10.17223/18137083/57/16

Radlov, V. V. (1989). Iz Sibiri. Stranitsy dnevnika [From Siberia. Pages of a Diary]. Moscow: Nauka.

Sokhor, A. N. Muzyka [Music]. Muzykal’naia entsiklopediia. Retrieved from https://gufo.me/dict/music_encyclopedia/

Stoyanov, A. K. (1982). O narodnykh dukhovykh instrumentakh khakasov [On Folk Wind Instruments of Khakas People]. In P. A. Troyakov et al. (Eds.), Problemy khakasskogo fol’klora: sbornik statej [Issues of Khakas Folklore] (pp. 131–139). Abakan: [s. n.].

Stoyanov, A. K. (2008). Chatkhan u khakasov: istoriko-etnograficheskoe obozrenie [The Jadagan of the Khakas People: Historical and Ethnographical Review]. Vestnik NGU. Seria: Istoriia, filologiia, 7(3), 158–164.

Sychenko, G. B. (2010). Muzykal’no-poeticheskie traditsii shorskogo fol’klora [Musical and Poetical Traditions of Shor Folklore]. In L. N. Arbachakova (Comp.), Fol’klor shortsev: v zapisiakh 1911, 1925–1930, 1959–1960, 1974, 1990–2007 godov [Folklore of the Shors: Recorded in 1911, 1925–1930, 1959–1960, 1974, 1990–2007] (Vol. 29, pp. 41–68). Novosibirsk: Nauka.

Sheikin, Yu. I. (2002). Istoriia muzykal’noi kul’tury narodov Sibiri: Sravnitel’no-istoricheskoe issledovanie [The History of the Music Culture of Peoples of Siberia: Comparative-Historical Research]. Moscow: Vostochnaia literatura RAN.

Sheikin, Yu. I., & Nikiforova, V. S. (1997). Altaiskoe epicheskoe intonirovanie [Altai Epic Intonation]. In Altaiskie geroicheskie skazaniia. Ochi-Bala. Kan-Altyn [Altai Heroic Epics. Ochi-Bala. Kan-Altyn] (Vol. 15, pp. 47–70). Novosibirsk: Nauka.

Vasilenko, O. V., Dobzhanskaya, O. E., Dyakonova, V. E. et al. (2019). Zvuchashchie landshafty Arktiki [Sounding Landscapes of the Arctic]. Novosibirsk: Nauka.

Verbitsky, V. I. (1893). Altaiskie inorodtsy: sbornik etnographicheskikh statei i issledovanii altaiskogo missionera, protoiereia V. I. Verbitskogo, izd. Etnogr. otd. Imp. O-va liubitelei estestvoznaniia i antropologii, sostoiashchii pri Mosk. un-te [Altay Indigenous Dwellers: A Collection of Ethnographic Articles and Studies of the Altai Missionary, Archpriest V. I. Verbitsky, Published by the Ethnographic Department of the Imperial Society of Natural Sciences, Anthropology, and Ethnography at Moscow University]. Moscow: Skoropechatnia A. A. Levenson.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.1.001

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru