Литературные проекции французской культуры в русской словесности XVIII в.: между галломанией и галлофобией

Elena Yevgenievna Prikazchikova

Аннотация


В статье на примере литературных проекций французской культуры на русскую словесность XVIII столетия рассматривается эволюция галломании как важнейшего феномена русской дворянской культуры. Целью статьи является исследование основных этапов галломании в русской литературе: от А. Кантемира до И. А. Крылова. Анализ данных этапов позволяет проследить, как русская литература через осмеивание различных типов русских галломанов и видов галломанского поведения осуществляла решительный поворот от собственно галломании к галлофобии как почти полному отвержению французской культуры и отказу следовать предписаниям Парижа во всех сферах бытия — от политики до моды.

Основными методами, используемыми в работе, являются методы культурно-исторического, типологического и идейно-образного анализа текстов. Типология образа галломана как «русского француза», получающая различные культурные формы в 1730–1750-е, 1760–1770-е и 1790–1800-е гг., определила различные идейно-образные установки литературных текстов XVIII столетия. В 1730–1750-е гг. доминирующим образом галломана оказывался щеголь-петиметр, для которого галломания ассоциировалась с предметами «модного лексикона». Образ подобного петиметра можно найти в сатирах А. Кантемира, эпистолах и комедиях А. П. Сумарокова. В 1760–1770-е гг. на смену модной галломании приходит галломания идеологическая, включающая в себя как философию вольтерьянства, так и реакцию на создание в Западной Европе культурного мифа о Восточной Европе, образцом которой была Россия. Данный этап в развитии галломании характеризуется появлением ярко выраженных галлофобских настроений, находящих свое отражение в творчестве Д. И. Фонвизина и Н. И. Новикова. Наконец, третий период галломании в условиях обострившегося военного и политического противостояния России и Франции характеризуется заострением гендерной составляющей, когда носителями галломанского сознания становятся в основном модные женщины и девушки («Модная жена» И. И. Дмитриева, комедии И. А. Крылова), не имеющие соответствующей мужской параллели.


Ключевые слова


русская литература XVIII века; галломания; петиметр; галлофобия; вольтерьянство; культурный миф о Восточной Европе

Полный текст:

PDF

Литература


Berdnikov, L. I. (2014). Vertoprakh, govoriashchii i chitaiushchii [A Scatterbrain Speaking and Reading]. Novyy bereg, 45. Retrieved from http: //magazines.gorky.media/bereg/2014/45/vertoprah-govoryashhij-i-chitayushhij.html

Birzhakova, Ye. E. (1981). Shchegoli i shchegol’skoi zhargon v russkoi komedii XVIII veka [Dandies and Dandy Jargon in 18th-Century Russian Comedy]. In Yu. S. Sorokin (Ed.), Iazyk russkikh pisatelei XVIII veka [Language of 18th-Century Russian Writers] (pp. 96–129). Leningrad: Nauka.

Borodin, S. M. (1887). Gallofobiia v nashei literature proshlogo veka [Gallophobia in Our Literature of the Last Century]. Nablyudatel’, 10, 70–85.

Dovgiy, O. L. (2012). “Razvernut’ starika...”. Satiry Kantemira kak kod russkoi poezii. Opyt mikrofilologicheskogo analiza [“To Unfold the Old Man…”. Kantemir’s Satires as a Code of Russian Poetry. An Attempt at Micro-philological Analysis]. Moscow: Kulagina Press.

Fuks, E. (1994). Galantnyi vek. Illiustrirovannaia istoriia nravov [The Gallant Age. Illustrated History of Morals] (Vol. 2). Moscow: Respubliсa.

Herzen, A. I. (1955). Pis’ma iz Frantsii i Italii [Letter from France and Italy]. In A. I. Herzen, Sobranie sochinenii [Collected Works]. (Vol. 5). Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR.

Karamzin, N. M. (1991). Zapiski o drevnei i novoi Rossii i ee politicheskikh i grazhdanskikh otnosheniiakh [On Ancient and Modern Russia, in Her Political and Civil Relations]. Moscow: Nauka; Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury.

Khrenov, N. A., & Sokolov K. B. (2001). Khudozhestvennaia zhizn’ imperatorskoi Rossii (subkul’tury, kartiny mira, mental’nost’) [Artistic Life of Imperial Russia (Subcultures, Worldviews, Mentality)]. St Petersburg: Aleteia.

Klyuchevsky, V. O. (2002). Russkaia istoriia: Polnyi kurs lektsii [Russian History: A Complete Course of Lectures] (Vol. 1). Moscow: AST; Minsk: Harvest.

Kulikova, I. (2004). Tip petimetra v russkoi komedii XVIII veka [The Type of Petit Maître in 18th-Century Russian Comedy]. Russkaya literatura, 46(2), 1–17. https://doi.org/10.15388/Litera.2004.2.8196

Lavrova, L. N. (2011). Motivnyi kompleks nartsissa: ot mifa k siuzhetu [The Motive Complex of a Narcissist: From Myth to Plot]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universitetaIzvestiya. Gumanitarnyye nauki, 1, 541–550.

Mirutenko, K. S. (2007). Evoliutsiia tipov shchegolia i shchegolikhi v komediinykh zhanrakh russkoi dramaturgii i teatra II poloviny XVIII — nachala XIX vv. [Evolution of Types of Dandy and Dandies in the Comedy Genres of Russian Drama and Theatre in the Second Half of the 18th — Early 19th Centuries] (doctoral dissertation abstract). Moscow.

Nikitina, A. V. (2010). Petimetr: shchegol’skaia kul’tura v Rossii vtoroi poloviny XVIII veka [Petit Maître: Dandy Culture in Russia in the Second Half of the 18th Century] (doctoral dissertation abstract). Moscow.

Pokrovsky, V. I. (1903). Shchegoli v satiricheskoi literature XVIII veka [Dandies in the Satirical Literature of the 18th Century]. Moscow: Imperatorskoe Obshchestvo istorii i drevnostei rossiiskikh pri Moskovskom universitete.

Rassadin, S. B. (1985). Satiry smelyi vlastelin. Kniga o D. Fonvizine [The Brave Rule of Satire. A Book about D. Fonvizin]. Leningrad: Kniga.

Salova, S. A. (2014). Filosofstvuiushchie shchegol’ i shchegolikha. Transformatsii obraznogo toposa v komedii D. I. Fonvizina “Brigadir” [Philosophising Dandy and Dandizette. Transformations of the Figurative Topos in The Brigadier-General Comedy by D. I. Fonvizin]. In N. T. Pakhsaryan (Ed.), XVIII vek. Toposy i peizazhi [18th Century. Topos and Landscapes] (pp. 255–269). St Petersburg: Aleteia.

Stroyev, A. F. (1998). “Te, kto popravliaet Fortunu”: avantiuristy Prosveshcheniia [“Those who correct Fortune”: Adventurers of the Enlightenment]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Suslina, Ye. N. (2003). Povsednevnaia zhizn’ russkikh shchegolei i modnits [Everyday Life of Russian Dandies and Fashionistas]. Moscow: Molodaia gvardiia.

Weinstein, O. B. (2012). Dendi. Moda, literatura, stil’ zhizni [Dandy. Fashion, Literature, Lifestyle]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Wolff, L. (2003). Izobretaia Vostochnuiu Evropu: Karta tsivilizatsii v soznanii epokhi Prosveshcheniia [Inventing Eastern Europe: The Map of Civilization on the Mind of the Enlightenment]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.1.007

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru