ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье освещается история организации первой на Урале русско-башкирской сельскохозяйственной школы. Инициатором ее создания был видный деятель профессионального образования Николай Александрович Соковнин (1841–1893). В статье анализируются отчеты Красноуфимской русско-башкирской низшей сельскохозяйственной школы перед попечителем Оренбургского учебного округа, написанные рукой Н. А. Соковнина. Они свидетельствуют о том, что создание этого учебного заведения стало результатом многолетних раздумий педагога о том, как можно с помощью образования улучшить экономическое положение крестьян. Н. А. Соковнин был уверен в том, что сельскохозяйственные школы не могут ограничиваться обучением теории и практики ведения земледелия и скотоводства, они должны давать крестьянам навыки переработки сельскохозяйственных продуктов. В развитии мелких промыслов — кустарных и ремесленных, а также распространении среди населения технических знаний он искал новые источники народного богатства. Миссионерскую функцию школы Н. А. Соковнин видел в том, что она могла изменить сложившиеся традиции воспитания башкирских детей и сделать их толковыми и бережливыми хозяевами. Первых преподавателей сельскохозяйственной школы Н. А. Соковнин отправил для повышения технических знаний и умений на лучшие перерабатывающие предприятия Центральной России. Красноуфимская русско-башкирская низшая сельскохозяйственная школа была открыта в 1887 г. Она работала в соответствии с Уставом, на основании которого в школе имелись штатные преподаватели, получавшие казенное жалованье, и лица, работавшие по найму. К первым относились управляющий школой, учитель приготовительного класса, три преподавателя основных классов и законоучитель, ко вторым — мулла-вероучитель, учителя ремесел, мастера, сторож и прочий обслуживающий персонал. Обучение в школе длилось пять лет: два года в приготовительном классе и три — в основных. Ежегодно в школе обучались около 60 человек, треть из них составляли башкиры и представители других народов, исповедовавших мусульманство.
Klimakov, S. A. (2001). Razvitie professional’nogo obrazovaniia na Urale v 60-e gg. XIX v. — fevral’ 1917 g. [Development of Vocational Education in the Urals in the 1860s — February 1917] (doctoral dissertation). Chelyabinsk.
Kuzmin, N. N. (1971). Nizshee i srednee spetsial’noe obrazovanie v dorevoliutsionnoi Rossii [Lower and Secondary Special Education in Prerevolutionary Russia]. Chelyabinsk: South Ural Book Publishing House.
Shelokhaev, V. V. (2019). Liberalizm v Rossii v nachale XX veka [Liberalism in Russia in the Early 20th Century]. Moscow: Political Encyclopedia.
Sludkovskaya, I. A. (1981). Nachal’nye professional’nye shkoly na Urale vo vtoroi polovine XIX veka [Primary Vocational Schools in the Urals in the Second Half of the 19th Century]. In V. V. Prokoshev (Ed.), Razvitie obshchego i professional’nogo obrazovaniia na Urale: sbornik nauchnykh trudov [Development of General and Vocational Education in the Urals: A Collection of Scholarly Articles] (pp. 32–46). Perm: Perm State Pedagogical Institute.
Veselov, A. N. (1961). Professional’no-tekhnicheskoe obrazovanie v SSSR. Ocherki po istorii srednego i nizshego proftekhobrazovaniia [Vocational Education in the USSR. Essays on the History of Secondary and Lower Vocational Education]. Moscow: All-Union Educational and Pedagogical Publishing House.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru