Экономическая политика и железнодорожное строительство в правление Александра II (1855–1865)

Sergei Aleksandrovich Nefedov

Аннотация


Статья посвящена анализу экономической политики российского правительства в 1855–1865 гг. в контексте мир-системной теории И. Валлерстайна. Середина XIX в. была временем расширения мир-системы Модерна, когда промышленно развитые страны «центра» втягивали в мировой рынок аграрные страны в качестве поставляющей сырье «периферии». После поражения в Крымской войне Россия стала объектом давления со стороны «центра», носившего как дипломатический, так и идейный характер (в виде приобретавшего популярность фритридерского направления экономической мысли). С другой стороны, российские землевладельцы были заинтересованы в поставках зерна на мировой рынок; это требовало строительства «вывозных» железных дорог из внутренних районов к морским портам.

Включение в мир-систему позволяло привлечь к строительству дорог иностранный капитал, однако условием такого привлечения был отказ от протекционизма. В 1857 г. правительство пошло на резкое уменьшение таможенных пошлин. Импорт дешевого металла и железнодорожного оборудования лишил заказов российские заводы. В то время как на Западе железнодорожное строительство было драйвером развития промышленности, российская промышленность была лишена этих стимулов и все более отставала от стран «центра».

Однако отказ от протекционизма не помог привлечь иностранные инвестиции. Созданное с участием французских банкиров «Главное общество российских железных дорог» не смогло распространить свои акции на Западе. Неудачные меры по распространению этих акций в России вызвали падение курса кредитного рубля, а дальнейшие попытки стабилизировать курс привели к тяжелым финансовым потерям. В результате строительство «вывозных» дорог и окончательное вхождение России в мировой рынок было отсрочено на десять лет.


Ключевые слова


Иммануил Валлерстайн; мир-системный анализ; свобода торговли; Россия; ХIX век; экономическая отсталость; экономические реформы; железнодорожное строительство; промышленность

Полный текст:

PDF

Литература


Acemoglu, D., & Robinson, J. (2016). Pochemu odni strany bogatye, a drugie bednye. Proiskhozhdenie vlasti, protsvetaniia i nishchety [Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty]. Moscow: AST.

Allen, R. (2017). Global’naia ekonomicheskaia istoriia. Kratkoe vvedenie [Global Economic History. A Very Short Introduction]. Moscow: Izdatel’stvo instituta Gaidara.

Berlin, P. A. (1922). Russkaia burzhuaziia v staroe i novoe vremia [Russian Bourgeoisie in the Old and New Times]. Moscow: Kniga.

Chernukha V. G. (1978). Programmnaia zapiska ministra finansov M. Kh. Reiterna [Programme Note of the Minister of Finance M. von Reutern]. Vspomogatel’nye istoricheskie distsipliny, 10, 269–284.

Elyutin, O. N. (2000). Voprosy zheleznodorozhnogo stroitel’stva v obshchestvennom mnenii Rossii, 1830-e — 1880-e gg. [Questions of Railway Construction in the Public Opinion of Russia, 1830s–1880s] (doctoral dissertation). Moscow.

Keppen, A. (1899). Materialy dlia istorii rel’sovogo proizvodstva v Rossii [Materials for the History of Rail Production in Russia]. Moscow: Tipografiia Ministerstva putei soobshcheniia.

Kislinsky, N. A. (1902). Nasha zheleznodorozhnaia politika po dokumentam arkhiva Komiteta ministrov [Our Railway Policy according to the Documents of the Archive of the Committee of Ministers] (Vols. 1–2). St Petersburg: Izdanie kantseliarii Komiteta ministrov.

Lizunov, P. V. (2004). Sankt-Peterburgskaia birzha i rossiiskii rynok tsennykh bumag (1703–1917 gg.) [St Petersburg Stock Exchange and the Russian Securities Market (1703–1917)]. St Petersburg: Blitz.

Lodyzhensky, K. (1886). Istoriia russkogo tamozhennogo tarifa [History of the Russian Customs Tariff] (Vols. 1–2). St Petersburg: Tipografiia Balasheva.

Macheret, D. A. (2011). Sozdanie seti zheleznykh dorog i ekonomicheskii rost [Creation of the Railway Network and Economic Growth]. Mir transporta, 1, 164–169.

Mendelson, L. A. (1959). Teoriia i istoriia ekonomicheskikh krizisov i tsiklov [Theory and History of Economic Crises and Cycles] (Vol. 1–2). Moscow: Izdatel’stvo sotsial’no-ekonomicheskoi literatury.

Migulin, P. P. (1899). Russkii gosudarstvennyi kredit (1769–1899) [Russian State Credit (1769–1899)] (Vols. 1–2). Kharkov: Pechatnoe delo.

Semevsky, M. I. (1885). K. V. Chevkin. Glavnoupravliaiushchii putiami soobshcheniia i publichnymi zdaniiami (1855–1862) [K. V. Chevkin. Chief Superintendent of Roads and Public Buildings (1855–1862)]. Russkaia starina, 45(2), 365–384.

Skal’kovsky, K. A. (1890). Nashi gosudarstvennye i obshchestvennye deiateli [Our State and Public Figures]. St Petersburg: Tipografiia Suvorina.

Solovyova, A. M. (1975). Zheleznodorozhnyi transport Rossii vo vtoroi polovine XIX veka [Railway Transport of Russia in the Second Half of the 19th Century]. Moscow: Nauka.

Solovyova, A. M. (1990). Promyshlennaia revoliutsiia v Rossii v ХIX v. [Industrial Revolution in Russia in the 19th Century]. Moscow: Nauka.

Struve, P. B. (2007). Torgovaia politika Rossii [Trade Policy of Russia]. Chelyabinsk: Sotsium.

Wallerstein, I. (2016). Mir-sistema Moderna [The Modern World-System] (Vols. 1–4). Moscow: Russkii fond sodeistviia obrazovaniiu i nauke.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.1.011

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru