ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Рецензируемая монография является редким для российской гуманитарной науки примером культурно-антропологического исследования советского художественного кино. С одной стороны, художественное кино признается значимым визуальным источником для антропологии. С другой стороны, выявление и изучение инструментов воздействия на человека, способов формирования определенного культурно-антропологического типа наталкивается на значительные теоретико-методологические сложности. В. Михайлин и Г. Беляева, опираясь на представление о принципиально эмпатическом характере художественного кино и о нормативной поэтике, свойственной разным периодам советской истории, проводят кропотливую работу по анализу сюжетов, режиссерских и операторских решений, игры актеров, типовых героев и коллизий советского «школьного» кино. Анализ конкретных фильмов сопровождается прояснением историко-культурного контекста их создания. В рецензии отмечается, что теоретические разделы исследования написаны сжато. Это не позволяет в полной мере обосновать отправную идею монографии — утверждение о способности нормативной поэтики не просто транслировать властное представление о «советском человеке», но добиваться его интериоризации.
Dashkova, T. (2013). Telesnost’ — Ideologiia — Kinematograf. Vizual’nyi kanon i sovetskaia povsednevnost’ [Body — Ideology — Cinematography. Visual Canon and Soviet Everyday Life]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
Lebina, N. B., & Terekhova, M. V. (2016). “Ia chelovek epokhi moskvoshveia…”: vneshnii oblik gorozhanina v sovetskom kino 1920–1930-kh gg. [“I’m from the age of Moscow sewing trusts...”: City Dweller’s Appearance in Soviet Movies of the 1920s–1930s]. Ural historical journal, 3 (152), 89–99.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru