Ксении А. Драгомощенко и Я. Ивашкевича: типологическое сходство жанрового новаторства

Ulyana Yuryevna Verina

Аннотация


Одним из плодотворных путей обновления жанрового репертуара современной русской поэзии является обращение к жанрам, укорененным в традиции. При этом поэт использует определенный ореол, если речь идет о названии, или «ядро», т. е. совокупность устойчивых признаков, что и составляет представление о существе того или иного жанра. Жанровая природа современного стихотворения в таком случае часто определяется через обнаружение этих признаков или обозначение их отсутствия. Особый случай представляет обращение поэта к редким или древним жанрам, не имеющим определенных признаков, которые устойчиво воспроизводились бы в качестве их «ядра». Таким случаем являются ксении А. Драгомощенко (1946–2012). Жанр ксений имеет античное происхождение, его история прослеживается от Марциала. В поэзии И. В. Гёте ксении приобрели ряд новых черт, отличающих их от античных образцов. Таким образом, этот жанр существовал в нескольких разновидностях уже в ХІХ в. Чтобы установить, какие именно жанровые черты использовал А. Драгомощенко, мы обратились к истории жанра, предприняли анализ ключевых слов, а также компаративное исследование с привлечением ксений польского писателя Я. Ивашкевича (1894–1980).

Сравнение двух вариантов ксений показывает, что два поэта, принадлежавшие разным национально-историческим традициям, могут находить очень близкие решения в случае, когда в их поэтике есть типологическое сходство: вопрошание как атрибут философичности, близкое понимание поэзии как неостановимого познания и мышления, а также внимание к природе и природным образам. Генетическое сходство определяется общими источниками: это античная культура и жанры, поэзия И. В. Гёте. Поэты создали разные, но в то же время близкие ксении, следуя разным образцам. Ксении Я. Ивашкевича ближе Гёте, тогда как А. Драгомощенко больше наследовал Марциалу.


Ключевые слова


поэтический жанр; жанровое новаторство; ксении; А. Драгомощенко; Я. Ивашкевич; И. В. Гёте; Марциал

Полный текст:

PDF

Литература


Brazgovskaya, E. E. (2000). Lingvostilisticheskie aspekty khudozhestvennogo perevoda: Na materiale proizvedenii Jaroslawa Iwaszkiewicza i ikh perevodov na russkii iazyk [Linguistic and Stylistic Aspects of Literary Translation: Based on the Material of Works of Jaroslaw Iwaszkiewicz and Their Translations into Russian] (doctoral dissertation). St Petersburg.

Brazgovskaya, E. E. (2005). Logiko-semioticheskii analiz mezhtekstovykh vzaimodeistvii (na materiale tekstov Czeslawa Milosza i Jaroslawa Iwaszkiewicza) [Logico-Semiotic Analysis of Intertextual Interactions (Based on Texts of Czeslaw Milosz and Jaroslaw Iwaszkiewicz)] (habilitation dissertation). St Petersburg.

Burmistrova, E. V. (2007). “Krotkie ksenii” I. V. Gete: struktura tsikla [J. W. Goethe’s Zahme Xenien: The Structure of the Cycle]. Vestnik of Saint Petersburg University, Series 9, 4, part І, 9–14.

Durov, V. S. (1994). Marcial i ego poeziia [Martial and His Poetry]. In Martial Mark Valerij, Epigrammy [Epigrams]. (pp. 5–14). St Petersburg: АО “Komplekt”.

Gardanova, L. N. (1994). Vechnye voprosy v liricheskoi knige J. Iwaszkiewicza “Ksenii i elegii” [Eternal Questions in the Lyrical Book by J. Iwaszkiewicz Xenie i elegie]. In T. E. Avtukhovich, T. R. Simonova, & D. M. Lebedevich (Eds.), Uzaemadzejanne ewrapejskih litaratur: prablemy tvorchyh metadaw XIX–XX st.: matjeryjaly mizhnar. navuk. kanf. [The Interaction of European Literatures: Issues of Creative Methods of the 19th–20th Centuries: Papers from the International Scholarly Conference] (pp. 229–234). Grodno: GrSU Publ.

Gardanova, L. N. (2003). Antichnaia kul’tura v tvorcheskom soznanii Jaroslawa Iwaszkewicza [Antique Culture in the Creative Consciousness of Jaroslaw Iwaszkiewicz]. In T. E. Avtuhovich, & A. S. Smirnov (Eds.), Vzaimodeistvie literatur v mirovom literaturnom protsesse. Problemy teoreticheskoi i istoricheskoi poetiki : materialy mezhdunar. nauch. konf., 1–3 oktiabria 2002 g. Grodno [Interaction of Literatures in the World Literary Process. Issues of Theoretical and Historical Poetics: Papers from the International Scholarly Conference, 1–3 October 2002, Grodno] (Vol. 1, pp. 121–126). Grodno: GrSU Publ.

Gasparov, M. L. (1983). Period vozvrata k klassitsizmu: [Grecheskaia i rimskaia literatura I v. n. e.] [The Period of Return to Classicism: Greek and Roman Literature in the First Century AD]. In Istoriia vsemirnoi literatury [The History of World Literature] (Vol. 1, pp. 478–485). Мoscow: Nauka.

Gilyarov, M. S., Bayev, A. A. et al. (Eds.). (1989). Biologicheskii entsiklopedicheskii slovar’ [Biological Encyclopaedic Dictionary]. Мoscow: Sovetskaia entsiklopediia.

Hedzhinyan, L. (2013). Po tu storonu konechnosti. Pamiati Arkadiia Dragomoshchenko [On the Other Side of the Finiteness. In Memory of Arkady Dragomoshchenko]. Novoe literaturnoe obozrenie, 3. Retrieved from https://magazines.gorky.media/nlo/2013/3/po-tu-storonu-konechnosti.html

Orlitsky, Yu. B. (2015). Sovremennaia russkaia poeziia v svete kontseptsii neobkhodimogo raznoobraziia [Contemporary Russian Poetry in the Light of the Concept of Necessary Diversity]. In G. V. Ivanchenko, D. A. Leontyev, & Yu. B. Orlitsky (Eds.), Poeziia: opyt mezhdistsiplinarnogo analiza [Poetry: An Attempt at Interdisciplinary Analysis] (pp. 49–209). Мoscow: Smysl.

Petrovskaya, E. (2013). Fundament — pyl’ (Zametki o poezii A. T. Dragomoshchenko) [The Foundation is Dust (Notes on the Poetry by A. T. Dragomoshchenko)]. Novoe literaturnoe obozrenie, 3(121), 267–273.

Ranchin, A. M. (2001). “Na piru Mnemoziny”: Interteksty Brodskogo [At Mnemosyne’s Feast: Brodsky’s Intertexts]. Мoscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Skidan, A. (2019). Syr bukv mel: ob Arkadii Dragomoshchenko [Syr Bukv Mel: About Arkady Dragomoshchenko]. St Petersburg: Jaromír Hladнk Press.

Verina, U. Yu. (2017). Obnovlenie zhanrovoi sistemy russkoi poezii rubezha ХХ–ХХI vv. [Renewal of the Genre System of Russian Poetry at the Turn of the 21st Century]. Minsk: BSU.

Yampolsky, M. B. (2015). Iz khaosa (Dragomoshchenko: poeziia, fotografiia, filosofiia) [From the Chaos (Dragomoshchenko: Poetry, Photography, Philosophy)]. St Petersburg: Seans.

Zyryanov, O. V. (2012). Zhanrovoe samosoznanie Brodskogo (k voprosu o zhanrovoi avtorefleksii poeta) [Brodsky’s Genre Self-Consciousness (Regarding the Poet’s Genre Self-Reflection)] In A. G. Stepanov, I. V. Fomenko, & S. Yu. Artemova (Eds.), Iosif Brodskii: problemy poetiki: sbornik nauchnykh trudov i materialov [Joseph Brodsky: Issues of Poetics: A Collection of Scholarly Papers and Materials] (pp. 50–61). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.2.026

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru