Сино-тибетский стиль буддийской скульптуры: постановка атрибуционной проблемы

Victoria Vladimirovna Demenova

Аннотация


Статья посвящена одному из сложных дискуссионных вопросов, — понятию «стиль» и возможности его применения при атрибуции произведений буддийской металлической скульптуры. Этот аспект, который, как правило, является периферийным для классического востоковедения, буддологии и истории, где трактуется довольно свободно, выступает одним из ключевых для искусствоведения и музейно-атрибуционной деятельности. Отмечается терминологическое и фактологическое разнообразие обозначения «сино-тибетского стиля» в кругу исследователей искусства буддизма. Ставится вопрос: что именно несет в себе понятие «сино-тибетский стиль», является ли это указанием на корпус технических и пластических особенностей скульптур или лишь обозначением географии происхождения буддийских скульптур XVIII–XIX вв.? В качестве примера автор описывает три наиболее спорных в атрибуционном плане скульптуры (Будда Майтрея из частного собрания А. В. Глазырина (г. Екатеринбург), Будда Шакьямуни и Бегце из собрания Свердловского областного краеведческого музея), имеющих ряд схожих стилистических черт и которые, предположительно, могли бы быть отнесены к «сино-тибетскому стилю» XVIII в. Также приводятся результаты проведенного исследования состава металла данных скульптур при помощи рентгенфлуоресцентного анализатора (спектрометра) Лаборатории экспертизы и реставрации Уральского федерального университета. На основании полученных данных о содержании веществ в сплаве и с учетом общих художественных и стилистических особенностей металлических изображений, выдвигается тезис о том, в каком случае наиболее корректно атрибуционное обозначение «тибето-китайский стиль» и когда оно может быть применено к буддийской золоченой скульптуре, созданной на территории Китая (маньчжурской династии Цинь) XVIII–XIX вв.


Ключевые слова


стиль; сино-тибетский стиль; тибето-китайский стиль; буддийская скульптура; металлическая скульптура; атрибуция; изобразительный канон; анализ металла

Полный текст:

PDF

Литература


Bardaleeva, S. B. (2006). Sanzhi-Tsybik Tsybikov (1877–1934) i shkola buddiiskoi skul’ptury v Yangazhinskom datsane [Sanji-Tsybik Tsybikov (1877–1934) and the School of Buddhist Sculpture in Yangazhin Datsan]. Sanzhi-Tsybik Tsybikov (pp. 8–14). Ulan-Ude: Buddhist Traditional Sangha of Russia.

Bardaleeva, S. B. (2019). S.-Ts. Tsybikov — sozdatel’ pervoi buriatskoi shkoly buddiiskoi skul’ptury [S.-Ts. Tsybikov — the Creator of the First Buryat School of Buddhist Sculpture]. Iskusstvo Evrazii, 4 (15), 50–65. http://dx.doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.005

Batyreva, S. G. (2011). Kalmytskoe izobrazitel’noe iskusstvo ХIX — nachala XX vv. Opyt istoriko-kul’turnoi rekonstruktsii [Kalmyk Fine Art of the 19th — Early 20th Centuries. Experience of Historical and Cultural Reconstruction] (doctoral dissertation). Moscow.

Bir, R. (2011). Entsiklopediia tibetskikh simvolov i ornamentov [Encyclopedia of Tibetan Symbols and Ornaments]. Moscow: Orientalia.

Debreczeny, K. (2011). What Constitutes “the Hand of the Master”? Paintings Attributed by Inscription to Si Tu Paṇ Chen. In A. Heller (Ed.), The Arts of Tibetan Painting Recent Research on Manuscripts, Murals and Thangkas of Tibet, the Himalayas and Mongolia (11th–19th century). Vancouver.

Debreczeny, K. (2019). Faith and Empire. Art and Politics in Tibetan Buddhism. New York: Rubin Museum of Art.

Dubrovin, A. F. (2012). Nekotorye problemy atributsii buddiiskoi skul’ptury [Some Problems of Attribution of Buddhist Sculpture]. Antikvariat, predmety iskusstva i kollektsionirovaniia, 10 (100), 60–67.

Elikhina, Yu. I. (2015). Obitel’ miloserdiia. Iskusstvo tibetskogo buddizma: katalog vystavki [Abode of Mercy. The Art of Tibetan Buddhism: A Catalogue]. St Petersburg: State Hermitage Press.

Elikhina, Yu., & Demenova, V. (2020). A Study of Stylistic Features and Metal Composition of the Buddhist Sculpture from Inner Mongolia (Dolonnor). ARTIBUS ASIAE, LXXX (2), 145–166.

Ganevskaya, Je. V., Dubrovin, A. F., & Ogneva, E. D. (2016). Piat’ semei Buddy: Metallicheskaia skul’ptura severnogo buddizma IX–XIX vv. iz sobraniia GMV [Five Families of Buddha: Metal Sculpture of Northern Buddhism of the 9th–19th Centuries. From the Collection of Oriental Art]. Moscow: Stereotip.

Jackson, D. (1996) A History of Tibetan Painting: The Great Painters and their Traditions. Beitrage zur Kultur- und Geistesgeschichte Asiens, 15. Vienna: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften.

Jackson, D. (2009). Patron & Painter: Situ Paṇ chen and the Revival of the Encampment Style. New York: Rubin Museum of Art.

Janja Rolbi Dorzhe (1997). Derevo Sobraniia Trekhsot Izobrazhenii [Refuge Tree of Three Hundred Depictions]. St Petersburg: Alga-Fond.

Murian, I. F. (2005). Kitaiskaia rannebuddiiskaia skul’ptura IV–VIII vv. v obshchem prostranstve “klassicheskoi” skul’ptury antichnogo tipa [Chinese Early Buddhist Sculpture of the 4th–8th Centuries in the Common Space of “Classical” Sculpture of the Antique Type]. Moscow: KomKniga.

Rhie, M. M., & Thurman, R. A. F. (2009). A Shrine for Tibet: The Alice S. Kandell Collection. New York: Tibet House.

Schroeder, U. (1981). Indo-Tibetan Bronzes. Hong Kong: Visual Dharma Publications.

Terentiev, A. A. (2010). Sandalovyi budda radzhi Udaiany [The Sandalwood Buddha of King Udayana]. St Petersburg: Izd. A. Terentieva.

Uhlig, H. (2010). On the Path to Enlightenment: The Berti Aschmann Foundation of Tibetan Art at the Museum Rietberg Zurich Hardcover. London: Paul Holberton Publishing.

Uspensky, V. L. (2004). Tibetskii buddizm v Pekine pri dinastii Tsin (1644–1911) v kul’turno-istoricheskom kontekste epokhi [Tibetan Buddhism in Beijing during the Qing Dynasty (1644–1911) in the Cultural and Historical Context of the Era] (doctoral dissertation). St Petersburg.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.2.039

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru