Эпоха / период vs поколение в литературно-­критическом сознании XIX в.

Elena Konstantinovna Sozina

Аннотация


В статье рассматривается функционирование понятий «эпоха», «период», «поколение» в литературе, критике и литературоведении XIX в. Понятие «эпоха» предполагает линейно-стадиальное понимание и истолкование истории, «период» может использоваться в случае и других концепций исторического развития. Эпоха, иногда заменяемая веком, и период традиционно применялись в качестве единиц измерения истории литературы и культуры, мы встречаем их в работах А. Бестужева, И. Киреевского, В. Белинского и др. Одну из первых периодизаций истории русской литературы с применением указанных понятий дал И. М. Борн. Понятие «поколение» несет биологический, природный оттенок смысла и потому связано не обязательно с линейно-стадиальной концепцией исторического времени. «Поколение — это время, воплощенное в людях, в их драматической судьбе», — говорит С. Н. Зенкин. К понятию «поколение» чаще прибегают в периоды исторического времени, требующие осмысления человеком самого себя и своего места в истории, — такова, например, эпоха романтизма первых десятилетий XIX в. Иной фактор, обусловливающий актуализацию поколенной проблематики, — это влияние биологических и натуралистических концепций и идей, когда возникает мотив некоей общности людей, обреченных родиться и жить с этим влиянием «в крови», в этот определенный, не самый благоприятный отрезок времени. Обозначенная ситуация рассматривается в статье на примере функционирования концепта «поколение» в творчестве А. П. Чехова, активно относившего себя к «артели» (поколению) восьмидесятников в 1880-е гг. Впоследствии концепт сохраняется в его художественных произведениях и нередко выступает предметом полемики персонажей. В статье дается также анализ обращения всех указанных понятий в «Истории русской литературы XIX века» под редакцией Д. Н. Овсянико-Куликовского (1908—1911), ставшей итоговой для культурно-исторической школы XIX столетия. Обращается внимание на то, как в книге складывается метод работы с этими понятиями, востребованный затем в гуманитарной науке ХХ в.


Ключевые слова


единицы исторического времени; эпоха; период; поколение; В. Белинский; А. Пушкин; А. Чехов; «История русской литературы XIX века»; Д. Н. Овсянико-Куликовский

Полный текст:

PDF

Литература


Bushmin, A. S., Kupreyanova, E. N. et al. (Eds.), Istoriia russkoi literatury (1980—1983) [History of Russian Literature (1980—1983)] (Vol. 4). Leningrad: Nauka.

Gryakalova, N. Yu. (2008). Chelovek moderna: Biografiia — refleksiia — pis’mo [Modern Man: Biography — Reflection — Writing]. St Petersburg: Dmitrii Bulanin.

Ivin, A. A. (Ed.). (2004). Filosofskii entsiklopedicheskii slovar’ [Philosophical Encyclopaedic Dictionary]. Moscow: Gardariki.

Lotman, Yu. M. (1971). Poeziia 1790—1810-kh godov [Poetry of the 1790s–1810s]. In Yu. M. Lotman, & M. G. Altshuller (Eds.), Poety 1790—1810-kh godov [Poets of the 1790s–1810s] (pp. 5–62). Leningrad: Sovetskii pisatel’.

Lotman, Yu. M. (1994). Besedy o russkoi kul’ture. Byt i traditsii russkogo dvorianstva (XVIII — nachalo XIX veka) [Conversations about Russian Culture. Life and Traditions of the Russian Nobility (18th — Early 19th Centuries)]. St Petersburg: Iskusstvo — SPB.

Matveeva, Yu. V. (2008). Samosoznanie pokoleniia v tvorchestve pisatelei-mladoemigrantov [The Self-Consciousness of a Generation in the Oeuvres of Young Йmigrй Writers]. Ekaterinburg: Ural University Press.

Nicolosi, R. (2019). Vyrozhdenie: literatura i psikhiatriia v russkoi kul’ture kontsa XIX veka [Degeneration: Literature and Psychiatry in the Russian Culture of the Late 19th Century]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Ortega y Gasset, J. (2000). Vokrug Galileia (skhema krizisov) [Man and Crisis]. In J. Ortega y Gasset, Izbrannye trudy [Selected Works] (pp. 233–403). Moscow: Ves’ Mir.

Prokhorov, A. M. (Ed.). (1975). Bol’shaia sovetskaia entsiklopediia [Great Soviet Encyclopaedia] (3rd ed., Vol. 19). Moscow: Sovetskaia entsiklopediia.

Sozina, E. K. (2017). Vos’midesiatniki: krizis pokoleniia 80-kh gg. XIX v. [The Eighties: The Crisis of the 1880s Generation]. In T. A. Snigireva, & A. V. Podchinenov (Eds.), Fenomen tvorcheskogo krizisa [The Phenomenon of Creative Crisis] (pp. 17—30). Ekaterinburg: Ural University Press.

Sukhikh, I. N. (1979). Problema “molodogo pokoleniia” v russkoi demokraticheskoi literature kontsa 1870-kh — nachala 1880-kh godov [The Problem of the “Young Generation” in the Russian Democratic Literature of the Late 1870s — Early 1880s] (doctoral dissertation). Leningrad.

Zenkin, S. N. (2005). “Pokolenie”: opyt dekonstruktsii poniatiia [“Generation”: The Experience of Deconstruction of the Concept]. In N. A. Khrenov (Ed.), Pokolenie v sotsiokul’turnom kontekste XX veka [Generation in the Socio-Cultural Context of the 20th Century] (pp. 130—136). Moscow: Nauka.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.3.041

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru