ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена коллективному мифу поколения русских интеллигентов 1880-х гг. Это поколение наследует просветительский и романтический миф о герое-Прометее, христианском мученике, созданный в гражданской поэзии и публицистике 1840–1860-х гг. Ее герой пытается противостоять окружающей его «тьме» общественной пассивности и репрессивного режима. Антиподом его становится социально пассивный «лишний человек». Подобная коллизия воплощается и в поколении 1880-х гг., внутри которого выделяется активное героическое ядро (радикалы-народовольцы, «факелы») и сочувствующая ему периферия (пассивные, рефлектирующие, «дети ночи» из аллегории Д. Мережковского). Символической фигурой для первых стал самосожженец М. Грачевский, для вторых — поэт С. Надсон. Влияние Надсона простирается далеко за пределы его эпохи, формируя систему клише для выражения депрессивных настроений русской интеллигенции. Эти два измерения поколения в литературе 1880-х гг. представлены, соответственно, метафорами «огненного мифа» и беспрецедентным разнообразием «ночного мифа» в лирике поэтов «гражданской скорби» и поздних романтиков. Оба мифа объединяет ситуация коллективной травмы, преждевременной смерти — как воображаемой, так и биографической, роль интеллигента как мученика. Поколение 1880-х гг. осознает себя не столько «больным», сколько «обреченным» на раннюю смерть. В поэзии медиативным символом между двумя мифами — «огненным» и ночным» — становится аллегория «погасшего факела» в лирике С. Надсона, К. Фофанова, Д. Мережковского. Русская поэзия возвращается к символике огня в начале ХХ в., прежде всего в ситуациях революции 1905–1907 гг. и общественно-политического переустройства мира постреволюционной эпохи 1920-х гг.
Byaly, G. A. (1981). Poeziia chekhovskoi pory [Poetry of Chekhov’s Time]. In G. A. Byaly, Chekhov i russkii realizm: ocherki [Chekhov and Russian Realism: Essays] (pp. 178–214). Leningrad: Sovetskii pisatel’.
Byaly, G. A. (2000). S. Ya. Nadson. In S. Ya. Nadson, Polnoe sobranie stikhotvorenii [The Complete Collection of Poems] (pp. 5–49). St Petersburg: Akademicheskii proekt.
Freidin, G. (1991). Sidia na saniakh: Osip Mandelshtam i kharizmaticheskaia traditsiia russkogo modernizma [Sitting in a Sleigh: Osip Mandelstam and the Charismatic Tradition of Russian Modernism]. Voprosy literatury, 1, 9–31.
Hansen-Løve, A. (1999). Russkii simvolizm. Sistema poeticheskikh motivov. Rannii simvolizm [Russian Symbolism. The System of Poetic Motifs. Early Symbolism]. St Petersburg: Akademicheskii proekt.
Hansen-Løve, A. (2003). Russkii simvolizm. Sistema poeticheskikh motivov. Mifopoeticheskii simvolizm. Kosmicheskaia simvolika [Russian Symbolism. The System of Poetic Motifs. Mythopoetic Symbolism. Cosmic Symbolism]. St Petersburg: Akademicheskii proekt.
Maroshi, V. V. (2018). Liricheskaia ritualizatsiia samosozhzheniia v perspektive simvolistskoi teurgii [Lyrical Ritualisation of Self-Immolation through the Prism of Symbolist Theurgy]. Kritika i semiotika, 1, 165–186.
Tikhomirova, L. N. (2010). “Nochnaia” poeziia v russkoi romanticheskoi traditsii: genezis, ontologiia, poetika [“Nocturnal” Poetry in the Russian Romantic Tradition: Genesis, Ontology, Poetics] (doctoral dissertation abstract). Ekaterinburg.
Wessling, R. (2005). Smert’ Nadsona kak gibel’ Pushkina: “obraztsovaia travma” i kanonizatsiia poeta “bol’nogo pokoleniia” [Nadson’s Death as Pushkin’s Death: “Exemplary Trauma” and the Canonisation of the Poet of the “Sick Generation”]. Novoe literaturnoe obozrenie, 75, 122–153.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru