ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье рассматриваются народные представления о камнях-валунах как значимых объектах природного ландшафта. Основным материалом послужили полевые записи авторов, сделанные в 2005 и 2021 гг. в селе Ошиб Кудымкарского района Пермского края. Хотя ошибская этнолокальная традиция сложилась в довольно устойчивом сообществе, она имеет внутреннюю динамику, в результате которой обновляется сюжетный состав устных рассказов и меняются их функции. Рассмотренные на фоне широких данных о культовых камнях, ошибские материалы позволяют обнаружить значимые совпадения, выявляющие особенности коми-пермяцкой «народной минералогии». Фольклорные нарративы и имеющиеся у камней имена собственные показывают, что важной причиной мифологизации становится большой размер объекта. Крупным одиночным валунам приписывается «небесное» происхождение. Одной из форм ритуального взаимодействия становится посещение камней в рамках календарной обрядности. Ошибский валун, расположенный в «опасном» лесу, наделяется амбивалентным характером: связывается с нечистой силой, используется для запугивания детей. В середине XX в. ошибская традиция приходит к постепенному угасанию, однако в XXI в. начинается ее реактуализация. При этом происходит полная замена акционального кода и заметное обновление сюжетно-мотивного состава устных рассказов. В современных историях прослеживаются две линии мифологизации: одна продолжает тему «опасного» камня, вторая представляет собой адаптацию естественнонаучных знаний. Важным фактором развития традиции становится включение валуна в школьную проектную деятельность и намерение превратить его в туристический объект. Фольклорные сюжеты ожидаемо становятся тем символическим ресурсом, с помощью которого новые «агенты традиции» решают эту задачу.
Alexandrov, A. A. (1983). O sledakh iazychestva na Pskovshchine [On the Traces of Paganism in Pskov Region]. In I. T. Kruglikova (Ed.), Kratkie soobshcheniia Instituta arkheologii AN SSSR. Vyp. 175: Srednevekovaia arkheologiia Vostochnoi Evropy [Brief Reports of the Institute of Archaeology of the USSR Academy of Sciences. Vol. 175: Medieval Archaeology of Eastern Europe] (pp. 12–18). Moscow: Nauka.
Berezovich, E. (2001). O nekotorykh aspektakh kontsepta chuda v iazykovoi i fol’klornoi traditsii Russkogo Severa [On Some Aspects of the Concept of a Miracle in the Linguistic and Folklore Tradition of the Russian North]. In O. V. Belova (Ed.), Kontsept chuda v slavianskoi i evreiskoi traditsii [The Concept of a Miracle in the Slavic and Jewish Traditions] (pp. 95–115). Moscow: Sefer.
Berezovich, E. L. (2020). K izucheniiu nonstandartnoi leksiki kamnia v russkom iazyke: postanovka voprosa [On the Study of Nonstandard Mineral Vocabulary in the Russian Language: Articulation of the Issue]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 22, 4 (202), 9–28. https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.4.060
Berezovich, E. L., & Kabakova, G. I. (2023, in print). Slavianskaia narodnaia mineralogiia: podstupy k etnolingvisticheskomu izucheniiu [Slavic Folk Mineralogy: Approaches to Ethnolinguistic Studies]. In XVII Mezhdunarodnyi s’ezd slavistov: Tezisy dokladov [XVII International Congress of Slavists: Abstracts of Papers].
Doronin, D. Yu. (2022). Sviatynia kak semioticheskii kompleks: rasprostranennaia blagodat’ [Shrine as a Semiotic Complex: Widespread Grace]. Zhivaia starina, 1, 33–38.
Griva, M. (2006). Novyi kul’t kamnei v Kolomenskom [A New Cult of Stones in Kolomenskoe]. In K. Roussele, & A. Agadzhanyan (Eds.), Religioznye praktiki v sovremennoi Rossii [Religious Practices in Modern Russia] (pp. 371–383). Moscow: Novoe izdatel’stvo. Retrieved from https://litresp.ru/chitat/ru/Р/russele-kati/religioznie-praktiki-v-sovremennoj-rossii/6
Griva, M. A. (2007). Kul’tovye kamni v Kolomenskom [Cult Stones in Kolomenskoe]. Zhivaia starina, 1, 26–28.
Gromov, D. V. (2013). Obriadnost’ v gorodskom landshafte: ob’ekty i praktiki [Ritualism in the Urban Landscape: Objects and Practices]. Traditsionnaia kul’tura, 3, 71–82.
Hausendorf, H. (2013). On the Interactive Achievement of Space — and Its Possible Meanings. In P. Auer et al. (Eds.), Space in Language and Linguistics. Geographical, Interactional and Cognitive Perspectives (pp. 276–303). Berlin; Boston: De Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110312027.276
Karabanov, A. K., Vinokurov, V. F., Duchits, L. V., Zaikovsky, E. M., & Klimkovich, I. E. (2018). Sakral’nye i istoricheskie valuny Belarusi (obshchii obzor) [Sacred and Historical Boulders of Belarus (General Review)]. In V. G. Mizin (Ed.), Kul’tovye kamni Vostochnoi Evropy: Belarus’, Latviia, Litva, Rossiia [Cult Stones of Eastern Europe: Belarus, Latvia, Lithuania, Russia] (pp. 9–79). St Petersburg: Gumanitarnaia Akademiia.
Korolyova, S. Yu. (2020). Kamni-valuny v predaniiakh o pervykh nasel’nikakh kraia: dinamika etnokul’turnoi traditsii Severnogo Prikam’ia [Boulder Stones in Legends about the First Inhabitants of the Region: Dynamics of Ethnocultural Tradition in Northern Prikamye]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 22, 4 (202), 29–47. https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.4.061
Korolyova, S. Yu., Chetina, E. M., & Bryukhanova, M. A. (2021). Puteshestviia sviatogo kamnia (fol’klornye narrativy o pochitaemom valune v s. Arkhangel’skom Ius’vinskogo raiona) [The Trip of the Holy Stone (Folklore Narratives about the Revered Boulder in the Village of Arkhangelskoe, Yusva District)]. In V. E. Dobrovolskaya, A. B. Ippolitova, T. M. Sannikova, & A. V. Chernykh (Comps.), Slavianskaia traditsionnaia kul’tura i sovremennyi mir. Vyp. 19: Slovo. Vremia. Chelovek [Slavic Traditional Culture and the Modern World. Vol. 19: Word. Time. Person] (pp. 56–79). St Petersburg: Mamatov. https://doi.org/10.24412/cl-35953-2021-1-56-79
Kurbatov, A. V. (2018). Nekotorye voprosy izucheniia istoriko-kul’turnykh prirodnykh ob”ektov Vostochnoi Evropy [Some Questions of the Study of Historical and Cultural Natural Objects of Eastern Europe]. In V. G. Mizin (Ed.), Kul’tovye kamni Vostochnoi Evropy: Belarus’, Latviia, Litva, Rossiia [Cult Stones of Eastern Europe: Belarus, Latvia, Lithuania, Russia] (pp. 281–313). St Petersburg: Gumanitarnaia Akademiia.
Levkievskaya, E. E., & Tolstaya, S. M. (1999). Kamen’ [Stone]. In N. I. Tolstoy (Ed.), Slavianskie drevnosti: etnolingvisticheskii slovar’ [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary] (Vol. 2, pp. 448–453). Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia.
Low, S. (2017). Spatializing Culture. The Ethnography of Space and Place. London; New York: Routledge.
Malanin, I. D. (2015). Materialy po legendarnym i kul’tovym kamniam v Nizhegorodskom krae [Materials on Legendary and Cult Stones in the Nizhny Novgorod Region]. Sovremennye gumanitarnye issledovaniia, 1, 17–32.
Matlin, M. G. (2013). Kamni schast’ia i liubvi: ob odnoi novoi ritual’noi traditsii v gorode [Stones of Happiness and Love: About One New Ritual Tradition in the City]. Traditsionnaia kul’tura, 3, 90–100.
Mizin, V. G. (Ed.). (2018). Kul’tovye kamni Vostochnoi Evropy: Belarus’, Latviia, Litva, Rossiia [Cult Stones of Eastern Europe: Belarus, Latvia, Lithuania, Russia]. St Petersburg: Gumanitarnaia Akademiia.
Mizin, V. G. (2018). Predislovie [Foreword]. In V. G. Mizin (Ed.), Kul’tovye kamni Vostochnoi Evropy: Belarus’, Latviia, Litva, Rossiia [Cult Stones of Eastern Europe: Belarus, Latvia, Lithuania, Russia] (pp. 5–8). St Petersburg: Gumanitarnaia Akademiia.
Rusinova, I. I. (2020). “Grozovye” i “gromovye” kamni v traditsionnoi kul’ture Permskogo kraia: semantika i ispol’zovanie v magicheskikh praktikakh [“Thunderous” Stones in the Traditional Culture of Perm Region: Semantics and Use in Magical Practices]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaia i zarubezhnaia filologiia, 12, 4, 24–32. https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-4-24-32
Rusinova, I. I. (2021). Kamni v narodnoi magii i meditsine russkikh Permskogo kraia: vidy, nazvaniia, sposoby i pravila ispol’zovaniia [Stones in Folk Magic and Medicine of Russians in Perm Region: Types, Names, Methods, and Rules of Use]. Traditsionnaia kul’tura, 4, 27–39. https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.4.002
Ryzhakova, S. I. (2007). Sviashchennyj les Pokaini v Latvii: izobretenie traditsii? [Sacred Forest of Pokaini in Latvia: An Invention of Tradition?]. Zhivaia starina, 1, 32–35.
Shevelev, V. V. (2018). Kul’tovye i mifologicheskie kamni na Kargopol’e. Materialy dlia svodnogo kataloga istochnikov [Cult and Mythological Stones in Kargopol. Materials for the Consolidated Catalogue of Sources]. In V. G. Mizin (Ed.), Kul’tovye kamni Vostochnoi Evropy: Belarus’, Latviia, Litva, Rossiia [Cult Stones of Eastern Europe: Belarus, Latvia, Lithuania, Russia] (pp. 214–242). St Petersburg: Gumanitarnaia Akademiia.
Vinogradov, V. V. (2019). Severorusskie pochitaemye mesta: topika sviatyn’ [Revered Places of the Russian North: The Topic of Relics]. St Petersburg: Proppovskii tsentr.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru