ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена анализу роли гендерного фактора в пропаганде образа союзника в условиях Первой мировой войны. Автор показывает, что в дореволюционный период участия России в войне просоюзническая пропаганда использовалась как инструмент патриотической политической мобилизации общества. Главным сюжетом такой пропаганды стали успехи союзников, прежде всего Англии и Франции, в мобилизации материальных и человеческих ресурсов в интересах войны, достижения этих стран в деле организации тыла. В публикациях прессы широко использовался гендерный язык, образы маскулинности и феминности как образцы должного мужского и женского участия в войне, патриотических усилий мужчин и женщин. Концепты идеальной мужественности в пропаганде образа союзника включали сознательную гражданскую позицию, решительность, энергию как главные атрибуты мужчины в условиях «домашнего фронта» войны нового индустриального типа. Образцом в деле национальной мобилизации в пропаганде российских СМИ до февраля 1917 г. служила Великобритания, а ее лидеры, как и главы правительств других частей Британской империи, становились персональными воплощениями мужественности. В противовес им позиция В. Вильсона до вступления США в войну рассматривалась как униженная и смиренная, что содержало негативные гендерные коннотации и противоречило идеалу мужественности. Образы женщин союзных наций играли в патриотической мобилизации особую, важную роль, воплощая самоотверженность как традиционный идеал феминности, одновременно вовлекая новые коннотации и смыслы, связанные с активной и инициативной позицией женщин в условиях войны нового типа.
В период Революции 1917 г. в ситуации растущего разочарования в войне пропаганда мобилизационных усилий союзников перестала быть популярным сюжетом российского общественно-политического дискурса. Предпринимаемые самими союзниками титанические пропагандистские усилия также не дали результата. Общественный запрос на гендерное равенство, актуализированный Революцией, нашел воплощение в движении по формированию женских батальонов, ставшем и проявлением патриотической гражданской позиции женщин. Несмотря на преимущественно пропагандистское, а не военное значение, это движение также не сработало как инструмент патриотической мобилизации, продемонстрировав устойчивость гендерных стереотипов и усталость общества от войны.
Astashov, A. B. (2002). Voina kak kul’turnyi shok: analiz psikhopatologicheskogo sostoianiia russkoi armii v Pervuiu mirovuiu voinu [War as a Culture Shock: An Analysis of the Psychopathological State of the Russian Army in the First World War]. In Voenno-istoricheskaia antropologiia. Ezhegodnik, 2002. Predmet, zadachi, perspektivy razvitiia [Military-Historical Anthropology. Yearbook, 2002. Subject, Tasks, Development Prospects] (pp. 268–281). Moscow: ROSSPEN.
Astashov, A. B. (2012). Propaganda na russkom fronte v gody Pervoi mirovoi voiny [Propaganda on the Russian Front during the First World War]. Moscow: Spetskniga.
Bol’shakova, O. V. (2014). Problemy i perspektivy gendernoi istorii Pervoi mirovoi voiny [Problems and Prospects of the Gender History of the First World War]. Retrieved from https: legacy.inion.ru/index.php?page_id=534
Churakova, O. V. (2019). “Dusha chelovecheskaia razrushaetsia ot voiny...”: pis’mennye istochniki perioda Pervoi mirovoi voiny kak resurs genderno orientirovannoi istorii emotsii [“Human Soul is Destroyed by War…”: Written Sources of World War I Period as a Resource for the Gender-Oriented History of Emotions]. Vestnik RUDN. Seriia: Istoriia Rossii, 18(2), 246–277. https://doi.org/10.22363/2312-8674-2019-18-2-246-277
Filippova, T., & Baratov, P. (2014). “Vragi Rossii”: obrazy i ritoriki vrazhdy v russkoi zhurnal’noi satire Pervoi mirovoi voiny [“Enemies of Russia”: Images and Rhetoric of Enmity in the Russian Magazine Satire of the First World War]. Moscow: AIRO-XXI.
Ganelin, R. Sh., & Florinski, M. F. (1997) Rossiiskaia gosudarstvennost’ i Pervaia mirovaia voina [Russian Statehood and World War I]. In P. V. Volobuyev (Ed.), 1917 god v sud’bakh Rossii i mira. Fevral’skaia revoliutsiia: ot novykh istochnikov k novomu osmysleniiu [1917 in Destinies of Russia and the World. February Revolution: From New Sources to New Comprehension] (pp. 7–37). Moscow: IRI RAN.
Golubev, A. V., & Porshneva, O. S. (2012). Obraz soiuznika v soznanii rossiiskogo obshchestva v kontekste mirovykh voin [The Image of an Ally in the Minds of Russian Society in the Context of World Wars]. Moscow: Novyi khronograf.
Hubertus, J. F. (1995). Patriotic Culture in Russia during World War I. Ithaca; London: Cornell University Press.
Ivanova, Yu. N. (2002). Khrabreishie iz prekrasnykh: Zhenshchiny Rossii v voinakh [The Bravest of the Beautiful: Russian Women in Wars]. Moscow: ROSSPEN.
Kolonitski, B. I. (2014). Obraz sestry miloserdiia v rossiiskoi kul’ture epokhi Pervoi mirovoi voiny [The Image of a Sister of Mercy in Russian Culture during the First World War]. In K. Bruish, & N. Kattser (Eds.), Bol’shaia voina Rossii: Sotsial’nyi poriadok, publichnaia kommunikatsiia i nasilie na rubezhe tsarskoi i sovetskoi epoch: sbornik statei [Great War of Russia: Social Order, Public Communication, and Violence at the Turn of the Tsarist and Soviet Epochs: Collection of Articles] (pp. 100–126). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
Lassuell, G. (1929). Tekhnika propagandy v mirovoi voine [Propaganda Technique in the World War]. Moscow; Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel’stvo.
Lazari, A. de, Ryabov, O. V., & Zhakovska, M. (2013). “Russkii medved” v zapadnoevropeiskoi propagande Pervoi mirovoi voiny [“Russian Bear” in Western European Propaganda of the First World War]. Labirint, 4, 54–67.
Lohr, E. (2005). The Russian Press and the ‘Internal Peace’ at the Beginning of World War. In I. T. Paddock (Ed.), A Call to Arms: Propaganda and public opinion in newspapers during the Great War (pp. 91–114). Westport: Praeger.
Marquis, A. G. (1978). Words as Weapons: Propaganda in Britain and Germany during the First World War. Journal of Contemporary History, 13(3), 488–490.
Morozova, O. M., & Troshina, T. I. (2016). Zhenskii vzgliad na muzhskuiu rabotu. Revoliutsiia i grazhdanskaia voina glazami i v sud’bakh zhenshchin [Woman’s View on Men’s Work: The Revolution and the Civil War through the Eyes of Women and through Their Fates]. Noveishaia istoriia Rossii, 2, 8–30.
Norris, S. M. (2006). A War of Images: Russian Popular Prints, Wartime Culture, and National Identity, 1812–1945. DeKalb: Northern Illinois University Press.
Pavlov, A. Yu. (2020). Voina liuboi tsenoi! Frantsuzskaia propaganda v Rossii v 1917 g. [War at Any Cost! French Propaganda in Russia in 1917]. Novaia i noveishaia istoriia, 64(2), 86–95. https://doi.org/10.31857/S013038640008653-6
Perelman, I. V. (2017). Vliianie Pervoi mirovoi voiny na razvitie rossiiskogo gendernogo poriadka. Fenomen Marii Bochkarevoi [Influence of the First World War on the Development of the Russian Gender System. The Phenomenon of Maria Bochkareva]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 9 (83), 142–148
Petrone, K. (2011). The Great War in Russian Memory. Bloomington: Indiana University Press.
Porshneva, O. S. (2014). Evoliutsiia predstavlenii o soiuznikakh v massovom soznanii revoliutsionnoi Rossii 1917 g. [Evolution of the Popular Image of the Allies in the 1917 Revolutionary Russia]. Ural’skii istoricheskii vestnik, 1 (42), 43–52.
Romanishina, V. N. (2008). “Marsh vpered, vpered na boi”. Russkie zhenshchiny v Pervoi mirovoi i Grazhdanskoi voinakh [“March Forward, Forward to Battle”. Russian Women in World War I and the Civil War]. Svobodnaia mysl’, 4 (1587), 135–146.
Sanborn, J. A. (2003). Drafting the Russian nation: Military Conscription, Total War, and Mass Politics, 1905–1925. De Kalb: Northern Illinois University Press.
Sanborn, J. A. (2021). Velikaia voina i dekolonizatsiia Rossiiskoi imperii [The Great War and the Destruction of the Russian Empire]. St Petersburg: Academic Studies Press / Bibliorossika.
Senyavskaya, E. S. (2006). Protivniki Rossii v voinakh XX veka: Evoliutsiia “obraza vraga” v soznanii armii i obshchestva [Adversaries of Russia in the Wars of the 20th Century: Evolution of the “Image of the Enemy” in the Consciousness of the Army and Society]. Moscow: ROSSPEN.
Senyavskaya, E. S. (2013). “Bez baby i bez vina i voina ne nuzhna”: problemy frontovoi morali v period Pervoi mirovoi voiny [“Without a Baba and without Wine, there is no Need for War”: Problems of Front-Line Morality during the First World War]. Istoricheskaia psikhologiia i sotsiologiia istorii, 1, 32–48.
Shcherbinin, P. P. (2004). Voennyi faktor v povsednevnoi zhizni russkoi zhenshchiny v XVIII — nachale XX veka [The Military Factor in the Everyday Life of a Russian Woman in the 18th — Early 20th Centuries]. Tambov: Julis.
Stites, R. (1978). The Women’s Liberation Movement in Russia. Feminism, Nihilism, and Bolshevism. 1860–1930. Princeton: Princeton University Press.
Stites, R. (1999). Days and Nights in Wartime Russia: Cultural Life, 1914–1917. In A. Roshwald, & R. Stites (Eds.), European Culture in the Great War: The Arts, Entertainment and Propaganda, 1914–1918 (pp. 8–31). Cambridge: Cambridge University Press.
Stockdale, M. (2004). “My Death for the Motherland is Happiness”: Women, Patriotism, and Soldiering in Russia’s Great War, 1914–1917. American Historical Review, 109(1), 78–116.
Stoff, L. (2014). Women’s Mobilization for War (Russian Empire). In N. Katzer (Section Ed.), 1914–1918 online. International Encyclopedia of the First World War. Retrieved from http://www.1914-1918-online.net/
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru