ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
На материале малой прозы Д. Н. Мамина-Сибиряка (очерк, рассказ) выделяются различные типы нарратива — ситуация повествования от 1-го и 3-го лица, а также персональный тип повествования. В ряде рассказов очеркового типа («В худых душах», «Два хохла») выявляются специальные маркеры присутствия личного повествователя, выражающиеся в характерных мотивах любования, заинтересованности и любопытства. Доказывается, что Мамин-художник в период так называемого «второго дебюта» (1881–1882) начинал с освоения формы личного повествователя, наиболее характерной для жанра очерка, и постепенно переходил к аукториальному типу повествования, типичному уже для жанра рассказа и предполагающему форму объективного автора-повествователя. При этом отмечается, что и в форме аукториального повествования Мамин-Сибиряк успешно осваивал прием несобственно-прямой речи, или речевой интерференции героя и автора-повествователя, заставляющий говорить о зачаточных формах нового, персонального нарратива.
Примерно с середины 1880-х гг. в творчестве Мамина-художника проявляется тенденция к персональному типу повествования, которая наиболее ощутимо проступает в рассказах «Коробкин», «Поправка доктора Осокина» и «Попросту», в центре внимания которых находится состояние раздвоенного сознания героя, оказавшегося в ситуации «человек у зеркала» (М. М. Бахтин) и выступающего в функции прямого субъекта познания. В произведениях этого же периода (рассказы «Между нами», «Старая дудка» и др.) уже отчетливо проявляется персональный тип повествования, который в рассказах 1900-х гг. находит свое логическое продолжение («Инфлуэнца. Монолог», «Клёцка и Клякса»). Отмечается также особое внимание писателя к ситуации взаимоотношения персонажа и навязываемого ему со стороны шаблонного прозвища, некого «чужого» слова-номинации, что опять-таки приводит к усилению акта самосознания героя и интенсификации персонального нарратива. Освоение в нарративной структуре рассказа персональной точки зрения приводит Мамина-Сибиряка к созданию новой жанровой формы — персонального «монолога» или «дневника», а также к ориентации на эстетический потенциал рецептивной поэтики, что обнаруживает точки сближения с жанровой разновидностью «рассказа открытия» А. П. Чехова.
Bakhtin, M. M. (1975). Voprosy literatury i estetiki [Questions of Literature and Aesthetics]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura.
Bakhtin, M. M. (1994). Problemy tvorchestva Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky’s Art] (5th ed.). Kiev: NEXT.
Bakhtin, M. M. (1997). Sobranie sochinenii [Collected Works] (Vol. 5: Raboty 1940-kh — nachala 1960-kh godov [Works of the 1940s — Early 1960s]. Moscow: Russkie slovari.
Bortnikova, A. V. (2016). Zhanry maloi prozy D. N. Mamina-Sibiriaka 1880-kh gg.: poetika povestvovaniia [Genres of Shorter Prose by D. N. Mamin-Sibiryak in the 1880s: The Poetics of Narration] (doctoral dissertation abstract). Ekaterinburg.
Bortnikova, A. V., & Sozina, E. K. (2018). Rasskaz D. N. Mamina-Sibiriaka 1880-kh gg.: osnovnye cherty i tendentsii povestvovaniia [The Story of D. N. Mamin-Sibiryak in the 1880s: The Main Features and Trends of the Narration]. In O. Yu. Bagdasaryan (Ed.), Estetika minimalizma: malye zhanry kak forma vremeni: materialy XXI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii slovesnikov “Aktual’nye problemy izucheniia i prepodavaniia literatury v vuze i v shkole — Leidermanovskie chteniia”. Ekaterinburg, 30–31 marta 2018 g. [Aesthetics of Minimalism: Minor Genres as a Form of Time: Materials of the XXI All-Russian Scholarly-Practical Philological Conference “Relevant Problems of Studying and Teaching Literature at University and at School — Leiderman Readings”] (pp. 21–30). Ekaterinburg: [s. n.].
Kataev, V. B. (1979). Proza Chekhova: problemy interpretatsii [Chekhov’s Prose: Problems of Interpretation]. Moscow: MGU Press.
Lobanova, G. A. (2008). Povestvovatel’naia situatsiia [Narrative Situation]. In N. D. Tamarchenko (Ed.), Poetika: slovar’ aktual’nykh terminov i poniatii [Poetics: Dictionary of Current Terms and Concepts] (p. 169). Moscow: Izd-vo Kulaginoi; Intrada.
Nazirov, R. G. (2010). O mifologii i literature, ili Preodolenie smerti. Stat’i i issledovaniia raznykh let [On Mythology and Literature, or Overcoming Death. Articles and Research from Different Years]. Ufa: Ufimskii poligrafkombinat.
Proskurina, Yu. M. (1989). Obraz avtora v proizvedeniiakh D. N. Mamina-Sibiriaka nachala vos’midesiatykh godov XIX veka [The Image of the Author in the Works of D. N. Mamin-Sibiryak in the Early 1880s]. In G. K. Shchennikov (Ed.), D. N. Mamin-Sibiriak — khudozhnik: sbornik nauchnykh trudov [D. N. Mamin-Sibiryak — Artist: Collection of Scholarly Papers] (pp. 31–38). Sverdlovsk: USU Press.
Sozina, E. (2016). Iskusstvo rasskaza: D. Mamin-Sibiriak i A. Chekhov [The Art of Storytelling: D. Mamin-Sibiryak and A. Chekhov]. Russkaja slovesnost’, 5, 39–47.
Tamarchenko, N. D. (2008). Pozitsiia avtorskaia [Author’s Position]. In N. D. Tamarchenko (Ed.), Poetika: slovar’ aktual’nykh terminov i poniatii [Poetics: Dictionary of Current Terms and Concepts] (p. 173). Moscow: Izd-vo Kulaginoi; Intrada.
Schmid, W. (1998). Proza kak poeziia. Pushkin, Dostoevskii, Chekhov, avangard [Prose Is Like Poetry. Pushkin, Dostoevsky, Chekhov, Avant-Garde]. St Petersburg: INAPRESS.
Schmid, W. (2003). Narratologiia [Narratology]. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru