«Не однотонный художник»: графические работы Л. А. Эппле к произведениям Д. Н. Мамина-Сибиряка

Evgeny Pavlovich Alekseev

Аннотация


В статье анализируется графический цикл Л. А. Эппле, созданный по произведениям Д. Н. Мамина-Сибиряка в 1946–1952 гг. Среди работ художника как иллюстрации к сборнику «Для детей» (1947), так и станковые композиции, выполненные по заказу мемориального музея писателя в Свердловске. Профессиональный график, Эппле на протяжении многих лет вдумчиво и последовательно работал с произведениями Мамина, добиваясь выразительности образов и художественной точности. Особое положение художника (трудармеец в Севураллаге в 1941–1945 гг., затем — спецпоселенец в Сосьве и Ирбите в 1946–1952 гг.) привело к тому, что его творческая деятельность в эти годы была неизвестна специалистам. Имя художника не было указано в выходных данных сборника произведений Мамина-Сибиряка, станковые композиции (хранятся в собрании Объединенного музея писателей Урала) не были изданы.

В конце ХIХ — первой половине ХХ в. произведения Мамина-Сибиряка иллюстрировали и оформляли многие уральские художники (С. И. Яковлев, А. В. Кикин, Ю. А. Иванов, А. А. Жуков, Н. П. Голубчиков, А. А. Кудрин, Е. В. Гилёва и др.), но в отличие от Л. А. Эппле обращение к литературному наследию писателя было для них лишь кратким эпизодом творческой деятельности.

Художественный проект Эппле развивался в рамках официального заказа, отсюда удобная для массового читателя стилистика и продуман набор визуальных образов. Принцип повествовательности укладывается в эстетику книжной иллюстрации 1940–1950-х гг., но в графических композициях Эппле есть камерность, мягкость, некоторая идеализация и сглаженность образов. Следуя традициям своего учителя Д. Н. Кардовского, Эппле стремился к точному выбору сцены, выразительности всей композиции и каждого персонажа, проработке деталей, а также старался раскрыть психологию главных героев. Выбирая реалистическую манеру исполнения, художник исходил из характера всего творчества Мамина-Сибиряка, с его основательностью и публицистичностью повествования, уважительным отношением к историческим, этнографическим и бытовым реалиям.


Ключевые слова


Л. А. Эппле; Д. Н. Мамин-Сибиряк; искусство книги; художественная жизнь Урала; вторая половина ХХ в.

Полный текст:

PDF

Литература


Alekseev, E. P., & Cherepov, V. A. (2017). Lev Epple [Lev Epple]. Moscow; Ekaterinburg: Kabinetnyi uchenyi.

Cherepov, V. A. (2000). Sergey Yakovlev. Zhizn’ i tvorchestvo [Sergey Yakovlev. Life and Creative Work]. Ekaterinburg: Ural University Press.

Cherepov, V. A. (2010). L. A. Epple — illustrator proizvedenij D. N. Mamina-Sibiryaka [L. A. Epple — Illustrator of D. N. Mamin-Sibiryak’s Works]. Vesi, 8–9, 70–76.

Favorsky, V. A. (1986). Ob iskusstve, o knige, o graviure [On Art, on Books, on Engravings]. Moscow: Kniga.

Filinkova, A. N. (2005). Sverdlovskaia knizhnaia grafika 1920–1930-kh gg. [Sverdlovsk Book Graphics of the 1920s–1930s]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo universiteta, 39, 236–252.

Slobozhaninova, L. M. (2002). D. N. Mamin i P. P. Bazhov [D. N. Mamin and P. P. Bazhov]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo universiteta, 24, 86 –97.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.4.065

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru