ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Цель настоящего исследования — создать «портрет» кедра как центрального дендрообраза сибирского текста и образа Алтая в частности. Материалами исследования являются научные труды по этнографии и фольклористике, русская и русскоязычная художественная литература XIX–XXI вв. о Сибири. Ядерный корпус изучаемых произведений составляют тексты, включенные в пятитомную антологию «Образ Алтая в русской литературе XIX–XX вв.» (2012). Источники рассматриваются в контексте геопоэтического подхода и этнодендрологии. Предлагаемый анализ позволяет выделить специфичную для образа кедра комбинацию элементов родового концепта «дерево», что ранее не становилось предметом системного рассмотрения. Реальные и культурные качества кедра как хвойного, вечнозеленого, мощного, плодоносящего, «мужского» дерева обусловливают его сакрализацию в сибирской языческой и русской христианской культурах. Восходящее к Средневековью русское название сосны кедровой сибирской — кедр — устанавливает соответствие между Сибирью и Палестиной, Севером и Югом, отражает процесс мифологизации завоеванного пространства в категориях рая / локуса крестных мук. Основные мифологические и мифопоэтические «кедровые» мотивы связаны с представлениями о Мировом древе, Древе жизни, родовом древе, дереве поэзии и пр. Неизменной является символизация кедра как знака и модели человека, народа, родины, Алтая, Сибири. Сопутствуют кедру образы зверя (медведь, соболь), птицы (орел), горы. Семантическим двойником сибирского кедра в русской культуре является «главное» дерево европейской части России — дуб. Начиная с ХХ в. практика промышленных лесозаготовок приводит к появлению новой, экологической проблематики.
Abashev, V. V. (2012). Russkaia literatura Urala. Problemy geopoetiki [Russian Literature of the Urals. Issues of Geo-Poetics]. Perm: Perm State National Research University.
Afanasyev, A. N. (1982). Drevo zhizni [Tree of Life]. Moscow: Sovremennik.
Agapkina, T. A. (2012). Derev’ia v slavianskoi narodnoi traditsii [Trees in the Slavic Folk Tradition]. Moscow: Indrik.
Anisimov, K. V. (2005). Problemy poetiki literatury Sibiri XIX — nachala XX vekov: osobennosti stanovleniia i razvitiia regional’noi literaturnoi traditsii [Problems of the Poetics of Siberian Literature in the 19th — Early 20th Centuries: Features of the Formation and Development of the Regional Literary Tradition]. Tomsk: Tomsk University Press.
Anokhin, A. V. (1924). Materialy po shamanstvu u altaitsev [Materials on Shamanism of Altaians]. Leningrad: RAS.
Bedareva, I. A. (2020). Mifologicheskie i fol’klornye obrazy derev’ev v russkoiazychnoi proze Gornogo Altaia [Mythological and Folklore Images of Trees in the Russian-Language Prose of Gorny Altai]. The World of Science, Culture and Education, 3 (82), 326–329. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00561
Epstein, M. N. (1990). “Priroda, mir, tainik vselennoi...”: sistema peizazhnykh obrazov v russkoi poezii [“Nature, the World, the Secret of the Universe ...”: A System of Landscape Images in Russian Poetry]. Moscow: Vysshaia shkola.
Geistor, A. (2014). Mifologiia slavian [Mythology of the Slavs]. Moscow: Ves’ mir.
Golovnev, A. V. (1995). Govoriashchie kul’tury. Traditsii samodiitsev i ugrov [Speaking Cultures. Traditions of the Samoyeds and Ugrians]. Ekaterinburg: UB RAS.
Ignatenko, M. M. (1988). Sibirskii kedr (biologiia, introduktsiia, kul’tura) [Siberian Cedar (Biology, Introduction, Culture)]. Moscow: Nauka.
Keppen, F. P. (1885). Geograficheskoe rasprostranenie khvoinykh derev v Evropeiskoi Rossii i na Kavkaze [Geographic Distribution of Conifers in European Russia and the Caucasus]. St Petersburg.
Kirillova, E. O. (2016). Tvorchestvo pisatelia dal’nevostochnoi emigratsii N. A. Baikova kak primer kul’turnogo vzaimodeistviia v usloviiakh transgranich’ia. Regional’nyi obraz sviashchennogo dereva [The Work of the Writer of the Far Eastern Emigration N. A. Baikov as an Example of Cultural Interaction in a Transboundary Environment. Regional Image of the Sacred Tree]. Cherepovets State University Bulletin, 4 (73), 92–98.
Kosintseva, E. V. (2014). Kontsept Les v khantyiskoi poezii [Concept of Forest in Khanty Poetry]. In Kul’turnye i filologicheskie aspekty genezisa i transformatsii istoricheskikh obshchnostei korennykh narodov Iugry [Cultural and Philological Aspects of the Genesis and Transformation of Historical Communities of the Indigenous Peoples of Yugra] (Pt. 2, pp. 87–103). Tyumen: Format.
Kuleshova, S. V. (2013). Poetika prirody v poezii V. Bashunova [Poetics of Nature in V. Bashunov’s Poetry]. Philology and literature, 2. Retrieved from https://philology.snauka.ru/2013/02/424
Kulikova, I. M., & Mal’tseva, I. V. (2020) Semanticheskoe napolnenie mifologemy dereva v naturfilosofii P. S. Bakhlykova [Semantic Content of the Tree Mythologeme in Natural Philosophy of P. S. Bakhlykov]. Philology. Theory & Practice, 13(12), 344–347. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.12.69
Matochkin, E. P. (2009). Vizual’nye obrazy fol’klora v tvorchestve khudozhnikov Gornogo Altaia [Visual Images of Folklore in the Work of Artists of Gorny Altai]. Siberian Journal of Philology, 4, 18–24.
Polyakova, N. V. (2014). Ob”ektivatsiia lesa v iazykovoi kartine mira sel’kupskogo etnosa [Objectification of the Forest in the Linguistic Picture of the World of the Selkup Ethnos]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 10 (151), 76–80.
Shastina, T. P. (2015). Vladimir Chivilikhin: tvorenie i krushenie mifa o Kedrograde [Vladimir Chivilikhin: Creation and Collapse of the Myth of Kedrograd]. Philology. Theory & Practice, 3 (45), Pt. III, 199–204.
Shastina, T. P. (2020). Altai poeta G. A. Viatkina — vzgliad skvoz’ obraznuiu sistemu khudozhnika G. I. Gurkina [Altai of Poet G. A. Vyatkin — a Look through the Figurative System of Artist G. I. Gurkin]. In N. V. Ekeev (Ed.), G. I. Choros-Gurkin i sovremennost’ [G. I. Choros-Gurkin and the Present] (pp. 46–54). Gorno-Altaisk: BNU RA “Nauchno-issledovatel’skii institut altaistiki im. S. S. Surazakova”.
Tadysheva, N. O. (2018). Otrazhenie kul’ta dereva v traditsionnom mirovozzrenii tiurkov Saiano-Altaia [Reflection of the Tree Cult in the Traditional Worldview of the Sayano-Altai Turks]. Tomsk State University Journal of History, 51, 118–123. https://doi.org/10.17223/19988613/51/17
Toporov, V. N. (2010). Mirovoe derevo. Universal’nye znakovye kompleksy [World Tree. Universal Iconic Complexes] (Vol. 2). Moscow: Rukopisnye pamiatniki Drevnei Rusi.
Tozyiakova, E. A., Dracheva, S. I., & Badanova, T. A. (2014). “Kedr” kak komponent sistemy bazovykh kontseptov natsional’nogo soznaniia altaitsev (po rezul’tatam assotsiativnogo eksperimenta) [“Cedar” as a Component of the System of Basic Concepts of the National Consciousness of the Altaians (Based on the Results of the Associative Experiment)]. In P. V. Alekseev (Ed.), Dialog kul’tur: poetika lokal’nogo teksta [Dialogue of Cultures: Poetics of the Local Text] (pp. 289–292). Gorno-Altaisk: Gorno-Altaisk SU.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru