О «сластях» и «горьких лекарствах» М. Ю. Лермонтова: опыт «междустрочного» чтения Предисловия к роману «Герой нашего времени»

Sergey Nikolaevich Pyatkin, Igor Vasilyevich Kudryashov

Аннотация


Статья посвящена анализу Предисловия к роману «Герой нашего времени», написанного М. Ю. Лермонтовым ко второму изданию книги весной 1841 г., которое еще не становилось предметом специального изучения. Логика предлагаемого исследования опирается на одно из положений критической работы В. Г. Белинского о лермонтовском романе, постулирующее принципы «междустрочного» чтения Предисловия, что единственно, по мнению критика, может способствовать верному пониманию авторского замысла этого текста. В статье уделяется особое внимание образно-символическому строю заключительного абзаца Предисловия, потенциально содержащему отсылки к текстам Священного Писания. Приводятся доводы о сознательной ориентации лермонтовской мысли на библейские источники, что вызвано реакцией автора на первые критические отклики о романе, где важная роль принадлежит рецензии С. О. Бурачка, а также глубоким творческим осмыслением «религиозных споров» с В. Ф. Одоевским, которые приходятся на время работы Лермонтова над Предисловием ко второму изданию книги. Отмечается концептуальный характер высказывания «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» в диалогическом дискурсе авторского Предисловия. Эта фраза, актуализирующая разнокачественное восприятие читателем литературного сочинения и реализующая семантику уподобления книги съестному продукту, является очевидной реминисценцией из 10 главы «Откровения Иоанна Богослова». Опорный для настоящего исследования феноменологический подход в рамках герменевтического и биографического методов позволил установить, что назначение лермонтовской книги как «горького лекарства», восходящее к символике горечи в апостольском «Откровении», непосредственно связано с авторской интенцией, побуждающей читателя к осознанию иллюзорной «сладости» своего нравственного превосходства над героем, восприятию ценностных смыслов романного времени как единого духовного начала, в котором существует и мир героя, и мир читателя. В заключении указывается на метатекстовое единство Предисловия к «Герою нашего времени» и стихотворения «Пророк», одним из маркеров которого выступают реминисценции из «Откровения Иоанна Богослова», что позволяет говорить, обозначая перспективы настоящего исследования, о книге поэта как о романе-пророчестве.


Ключевые слова


Лермонтов; «Герой нашего времени»; Предисловие; роман; автор; читатель; библейские реминисценции; Печорин; рецепция

Полный текст:

PDF

Литература


Bol’shukhin, L., & Aleksandrova, M. (2011). Povest’ “Fatalist” v kontekste “Zhurnala Pechorina”: sobytie i ego interpretatsii [The The Fatalist Story in the Context of Pechorin’s Journal: The Event and Its Interpretation]. Kritika i semiotika, 15, 102—122.

Bronstein, N. (1948). Doktor Maier [Dr. Mayer]. In P. I. Lebedev-Polyansky et al. (Eds.), Literaturnoe nasledstvo: M. Yu. Lermontov [Literary Heritage: M. Yu. Lermontov] (Vol. 45/46 (II), pp. 473—496). Moscow: Izdatel’stvo AN SSSR.

Durylin, S. N. (1940). “Geroi nashego vremeni” M. Yu. Lermontova [A Hero of Our Time by M. Yu. Lermontov]. Moscow: Uchpedgiz.

Eichenbaum, B. (1941). Literaturnaia pozitsiia Lermontova [Literary Position of Lermontov]. In P. I. Lebedev-Polyansky et al. (Eds.), Literaturnoe nasledstvo: M. Yu. Lermontov [Literary Heritage: M. Yu. Lermontov] (Vol. 43/44 (I), pp. 3—82). Moscow: Izdatel’stvo AN SSSR.

Eichenbaum, B. M. (1962). Roman M. Yu. Lermontova “Geroi nashego vremeni” [Novel by M. Yu. Lermontov A Hero of Our Time]. In M. Yu. Lermontov, Geroi nashego vremeni [A Hero of Our Time] (pp. 125—162). Moscow: Izdatel’stvo AN SSSR.

Galieva, M. A. (2016). “Chelovek poroga” v povesti M. Yu. Lermontova “Kniazhna Meri”: fol’klornyi kod v poetike [“A Man of the Threshold” in the Princess Mary Story by M. Yu. Lermontov: Folklore Code in Poetics]. Vestnik Krasnoiarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf’eva, 1(35), 183—186.

Gerstein, E. (1976). “Geroi nashego vremeni” M. Yu. Lermontova [A Hero of Our Time by M. Yu. Lermontov]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura.

Grigor’yan, K. N. (1975). Lermontov i ego roman “Geroi nashego vremeni” [Lermontov and His Novel A Hero of Our Time]. Leningrad: Nauka.

Kiseleva, I. A. (2011). Tvorchestvo M. Yu. Lermontova kak religiozno-filosofskaia sistema [M. Yu. Lermontov’s Creative Work as a Religious and Philosophical System]. Moscow: Moscow State Regional University.

Krivonos, V. Sh. (2020). Maksim Maksimych v “Geroe nashego vremeni” Lermontova kak otets i drug [Maxim Maksimych in A Hero of Our Time by Lermontov as a Father and a Friend]. Novyi filologicheskii vestnik, 1(52), 60—70. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2020-00005

Kroo, K. (2014). Semanticheskaia model’ chteniia literaturnogo personazha i teksta v romane Lermontova “Geroi nashego vremeni” [Semantic Model of Reading a Literary Character and Text in Lermontov’s Novel A Hero of Our Time]. In A. Molnár, & I. Pozsgai (Eds.), “My pochti vsegda izviniaem to, chto ponimaem”: sbornik nauchnykh trudov, posviashchennykh 200-letnemu iubileiu M. Yu. Lermontova [“We Almost Always Excuse What We Understand”: A Collection of Scholarly Papers for the 200th Birthday of M. Yu. Lermontov] (pp. 98—107). Szombathely: [s. n.].

Manuilov, V. A. (1966). Roman M. Yu. Lermontova “Geroi nashego vremeni”: Kommentarii [A Hero of Our Time Novel by M. Yu. Lermontov: A Commentary]. Moscow; Leningrad: Prosveshchenie.

Moskvin, G. V. (2000). Dukhovno-smyslovye sviazi povestei romana M. Yu. Lermontova “Geroi nashego vremeni” [Spiritual and Semantic Connections of the Stories of A Hero of Our Time, a Novel by M. Yu. Lermontov] (doctoral dissertation). Lomonosov Moscow State University, Moscow.

Nedzvetsky, V. A. (1997). “Geroi nashego vremeni”: stanovlenie zhanra i smysla [A Hero of Our Time: The Formation of the Genre and Meaning]. Izvestiia AN. Seriia literatury i iazyka, 56(4), 3—20.

Nestor (Kumysh), igumen. (2012). Taina Lermontova [Lermontov’s Mystery]. St Petersburg: Bibliopolis.

Rasskazova, L. V. (2019). “Vazhnee vsego v zhizni”: pozitsiia kniazia V. F. Odoevskogo v “religioznykh sporakh” s M Yu. Lermontovym [“The Most Important Thing in Life”: The Position of Prince V. F. Odoevsky in “Religious Disputes” with M. Yu. Lermontov]. In O. V. Miller et al. (Eds.), Lermontovskie chteniia — 2018. Izuchenie tvorchestva M. Yu. Lermontova v kontekste sovremennosti: sbornik statei [Lermontov Readings — 2018. The Study of the Work of M. Yu. Lermontov in the Context of Modernity. Digest of Articles] (pp. 14—26). St Petersburg: Liki Rossii.

Savinkov, S. V., & Sokolova, E. V. (2016). Evangel’skii kod v “Geroe nashego vremeni”: “Bela” [The Gospel Code in A Hero of Our Time: Bela]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filologiia. Zhurnalistika, 2, 58—61.

Shuvalov, S. V. (1914). Religiia Lermontova [Lermontov’s Religion]. In Venok M. Yu. Lermontovu: Iubileinyi sbornik [M. Yu. Lermontov’s Wreath: Birthday Collection] (pp. 135—164). Moscow; Petrograd: Izdatel’stvo tovarishchestva “V. V. Dumnov, nasledniki br. Salaevykh”.

Sirotin, V. I. (2014). Lermontov i khristianstvo [Lermontov and Christianity]. Moscow: Skazochnaia doroga.

Udodov, B. T. (1989). Roman M. Yu. Lermontova “Geroi nashego vremeni” [Novel by M. Yu. Lermontov A Hero of Our Time]. Moscow: Prosveshchenie.

Vinogradova, O. N. (2022). Apokalipticheskie motivy v poeme M. Yu. Lermontova “Demon” [Apocalyptic Motifs in M. Yu. Lermontov’s Poem Demon]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 15(2), 236—240. https://doi.org/10.30853/phil20220027

Vlashchenko, V. (2014). Strannosti, zagadki i tainy geroev “Fatalista” [Oddities, Riddles, and Secrets of the Characters of The Fatalist]. Neva, 10, 165—183.

Zakharov, V. N. (2014). “Smelost’ izobreteniia” v romane M. Yu. Lermontova “Geroi nashego vremeni” [“Boldness of Invention” in Lermontov’s A Hero of Our Time]. Problemy istoricheskoi poetiki, 12, 18—33.

Zaslavsky, O. B. (2021). O neopredelennosti kak strukturnom svoistve “Tamani” [On Uncertainty as a Structural Property of Taman]. Kul’tura i tekst, 1(44), 67—80. https://doi.org/10.37386/2305-4077-2021-1-67-80

Zyryanov, O. V. (2013). Eshche raz o lermontovskom “Proroke” (k probleme klasternogo podkhoda k liricheskomu intertekstu) [Once More of Lermontov’s The Prophet (on the Cluster Approach to Lyrical Intertext)]. Ural’skii filologicheskii vestnik. Seriia: Russkaia klassika: Dinamika khudozhestvennykh sistem, 1, 40—53.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2022.24.4.076

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru