ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье представлена попытка осмысления советского деревенского кинематографа как механизма формирования воображаемого пространства. В соответствии с концепцией Бенедикта Андерсона, советский кинематограф анализируется как один из механизмов формирования идентичности и привязанности к месту (place attachment). Кино становится важным механизмом превращения природы и территории в окружающую среду и пространство. На основе анализа монографии Людмилы Мазур и Олега Горбачева «Советские фильмы о деревне: опыт исторической интерпретации художественного образа» в статье отмечается новаторский подход авторов к осмыслению кинематографа как исторического источника, который позволяет реконструировать целый ряд аспектов жизненного мира советской деревни в разные периоды ее существования. Представлены критическое осмысление концепции Людмилы Мазур и Олега Горбачева и расширенное осмысление советского кинематографа на сельскую тематику.
Abashin, S. (2016). Sovetskoe = kolonial’noe? (Za i protiv) [Soviet = Colonial? (Pros and Cons)]. In Poniatiia o sovetskoм v Tsentral’noi Azii. Al’manakh Shtaba № 2 (pp. 28–50). Bishkek.
Anderson, B. (2001). Voobrazhaemye soobshchestva [Imagined Communities]. Moscow: Kanon-Press-Ts; Kuchkovo pole.
Bondar’, V. A., Vorobyev, S. V., Gorbachev, O. V., Mazur, L. N., & Yarkova, E. I. (2019). “…S Leninym v bashke i s naganom v ruke”: Kollektivnyi portret Ekaterinburgskoi gubernskoi organizatsii RKP(b), 1919–1923 [“...With Lenin in the Head and with a Nagant in the Hand”: A Collective Portrait of the Ekaterinburg Provincial Organisation of the RCP(b), 1919–1923]. Ekaterinburg: Ural University Press.
Dobrenko, E. (2008). Muzei revoliutsii: Sovetskoe kino i stalinskii istoricheskii narrativ [Museum of Revolution: Soviet Cinema and Stalin’s Historical Narrative]. Moscow: NLO.
Mazur, L. N., & Gorbachev, O. V. (2022). Sovetskie fil’my o derevne: opyt istoricheskoi interpretatsii khudozhestvennogo obraza [Soviet Films about the Village: An Attempt at Historical Interpretation of the Artistic Image]. Moscow: ROSSPEN.
Mulvey, L. (2000). Vizual’noe udovol’stvie i narrativnyi kinematograf [Visual Pleasure and Narrative Cinema]. In E. I. Gapova, & A. R. Usmanova (Comps., Trans.), Antologiia gendernoi teorii [Anthology of Gender Theory] (pp. 280–296). Minsk: Propilei.
Said, E. W. (2021). Orientalism. Moscow: Garage Museum of Contemporary Art.
Yarskaya-Smirnova, E. R., & Romanov, P. V. (Eds.). (2009). Vizual’naia antropologiia: rezhimy vidimosti pri sotsializme [Visual Anthropology: Modes of Visibility under Socialism]. Moscow: Variant; CSPGI.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru