Идеологема «холодная война»: аспекты функционирования в историческом и современном медиапространствах

Valery Mikhailovich Amirov, Tatiana Aleksandrovna Glebovich

Аннотация


Статья посвящена анализу аспектов функционирования идеологемы «холодная война» в медиатекстах двух исторических периодов. Обострение политических отношений между коллективным Западом и Россией вновь ставит на повестку дня актуальность термина «холодная война», вошедшего в лексику советских СМИ после окончания Второй мировой войны и все чаще применяемого журналистами для характеристик текущих политических процессов.

Примененные для исследования практик использования идеологемы «холодная война» методика структурно-тематического анализа, а также элементы контент-анализа позволяют выявить и охарактеризовать особенности использования этой идеологемы в современных российских политических медиатекстах. Оригинальным приемом, примененным для доказательства выводов статьи, стало сопоставление журналистских практик по использованию идеологемы «холодная война» в двух исторических периодах: советском и российском (с 2014 г. до наших дней).

Теоретической основой статьи стали исследования известных отечественных ученых, анализ проводился с опорой на разработку основной проблемы в филологических трудах.

Эмпирической базой статьи послужили более 500 публикаций советских и российских СМИ — «Советская Россия», «Независимая газета», «Ведомости», «Труд», «Новая газета», «Красная звезда», «Известия», «Комсомольская правда», «Правда», ИА «РЕГНУМ», в которых нашла применение идеологема «холодная война».

В результате исследования нам удалось показать различия в практике применения идеологемы и показать обусловленность этих различий, а также определить советский этап использования идеологемы «холодная война» как «репрезентационный», а в российском — показать существенное расширение и изменение функционала идеологемы.


Ключевые слова


политика; «холодная война»; противостояние; кризис; идеологема; медиа; журналистика; контент

Полный текст:

PDF

Литература


Bakhtin, M. M. (1975). Slovo v romane [Word in the Novel]. In M. M. Bakhtin, Voprosy literatury i estetiki: issledovaniia raznykh let [Questions of Literature and Aesthetics: Studies of Different Years] (pp. 72–233). Moscow: Khudozhestvennaia literatura.

Guseinov, G. Ch. (2003). Sovetskie ideologemy v russkom diskurse 1990-kh [Soviet Ideologues in the Russian Discourse of the 1990s]. Moscow: Tri kvadrata.

Kablukov, E. V. (2012). Ofitsial’nye ideologemy: spetsifika funktsionirovaniia v sovremennom rossiiskom mediadiskurse [Official Ideologemes: Peculiarities of Functioning in Modern Russian Media Discourse]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: istoriia, filologiia. 11(6): Zhurnalistika, 84–88.

Karaulov, Yu. N. (2010). Russkii iazyk i iazykovaia lichnost’ [Russian Language and Linguistic Persona] (7th ed.). Moscow: LKI.

Kholodnaia voina [Cold War]. (2002). In A. P. Gorkin, & V. A. Zolotarev (Eds.), Voennyi entsiklopedicheskii slovar’ [Military Encyclopedic Dictionary] (p. 1568). Moscow: Bol’shaia rossiiskaia entsiklopediia; RIPOL KLASSIK.

Klushina, N. I. (2014). Teoriia ideologem [Theory of Ideologemes]. Politicheskaia lingvistika, 4 (50), 54–58.

Krasnykh, V. V. (2003). “Svoi” sredi “chuzhikh”: mif ili real’nost’? [At Home among Strangers: Myth or Reality?]. Moscow: Gnozis.

Kuzina, O. A. (2018). Ideologema kak kliuchevaia kategoriia mediadiskursa v period informatsionnoi voiny [Ideology as a Key Category of Media Discourse During the Information War]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 8–1 (86), 110–115. doi.org/10.30853/filnauki.2018-8-1.26

Kupina, N. A. (2000). Iazykovoe stroitel’stvo: ot sistemy ideologem k sisteme kul’turem [Language Construction: From the System of Ideology to the System of Culture]. In L. P. Krysin (Ed.), Russkii iazyk segodnia [Russian Language Today] (pp. 182–189). Moscow: Azbukovnik.

Kupina, N. A. (2006). Totalitarnye ideologemy i mifologemy na stranitsakh raionnykh gazet Urala [Totalitarian Ideologemes and Mythologemes on the Pages of Regional Newspapers in the Urals]. Rechevoe obshchenie, 8–9 (16–17), 81–89.

Lyasheva, M. N. (2019). Funktsionirovanie ideologem v sovremennom razvlekatel’nom internet-diskurse [The Functioning of Ideologemes in the Modern Entertainment Internet Discourse] (doctoral dissertation). South Federal University, Rostov-on-Don.

Malysheva, E. G. (2009). Ideologema kak lingvokognitivnyi fenomen: opredelenie i klassifikatsiia [Ideologeme as a Linguo-Cognitive Phenomenon: Definition and Classification]. Politicheskaia lingvistika, 4(30), 133–134.

Rogov, S. M. (2020). Novaia kholodnaia voina: posledstviia dlia rossiiskogo obshchestva [The New Cold War: Consequences for Russian Society]. Vestnik Rossiiskoi Akademii nauk, 90(3), 279–292. http://dx.doi.org/10.31857/S0869587320030196

Shustov, A. N. (2005). Iz istorii slov i vyrazhenii “zheleznyi zanaves” i “kholodnaia voina” [From the History of the “Iron Curtain” and “Cold War” Expressions]. Russkaia rech’, 1, 123–127.

Vepreva, I. T., & Shadrina, T. A. (2006). Ideologema i mifologema: interpretatsiia terminov [Ideologeme and Mythology: Interpretation of Terms]. In Nauchnye trudy professorov Uralskogo instituta ekonomiki, upravleniia i prava [Scholarly Works of Professors of the Ural Institute of Economics, Management, and Law] (Iss. 3, pp. 120—131). Ekaterinburg: Ural University Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.1.005

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru