Теонимы высшего пантеона в фольклоре алтайцев

Nadezhda Romanovna Oynotkinova

Аннотация


В статье на фольклорном материале рассматриваются теонимы высшего пантеона языческой традиции тюрков Южной Сибири: телеутов, теленгитов, алтай-кижи, чалканцев, тубаларов, кумандинцев. Актуальность исследования связана с повышенным интересом к тенгрианской религии у современных народов алтайской языковой семьи. Научная новизна состоит в применении этнолингвистического ономастического подхода в изучении теонимов алтайцев. Главным методом исследования является описательный метод, основанный на контекстуальном и семантическом анализе теонимов. Особое внимание уделяется внутренней форме и происхождению теонимов. Автор приходит к выводу, что высший пантеон у алтайцев сформировался на основе культа неба и представляет собой олицетворение небесных стихий, что созвучно многим развитым мифологическим системам древности. Верховным богом, относящимся к Верхнему миру, является Теҥери «Небо». Предметом деификации в алтайском фольклоре стали представления о природных стихиях и космических явлениях, олицетворяющих некую силу, способную повлиять на жизнь человека. Персонификация различных качеств и частей неба отразилась в наименованиях небесных божеств, в составных частях которых содержится лексема теҥери ‘небо’. Некоторые теонимы появились в результате олицетворения небесных явлений: грома, молнии, града. Отмечается, что процесс выделения различных божеств, воплощающих атрибутивные качества и характеристики верховного бога, — исторически более поздний этап в развитии политеизма, нежели время возникновения представлений о едином боге Тенгери. С принятием идей других мировых религий (буддизма, мусульманства и христианства), а также шаманизма с его политеизмом в культуре тюрко-монгольских народов происходило ранжирование статуса божеств Верхнего мира, в том числе статуса верховного бога Тенгери, место которого заняли другие теонимы.


Ключевые слова


теонимы; ономастика; фольклор алтайцев; мифология; космогонические мифы; шаманские тексты; божества алтайцев

Полный текст:

PDF

Литература


Alekseev, N. A. (1984). Shamanizm tiurkoiazychnykh narodov Sibiri (opyt areal’nogo sravnitel’nogo issledovaniia) [Shamanism of the Turkic-Speaking Peoples of Siberia (An Attempt at an Areal Comparative Study)]. Novosibirsk: Nauka. Sibirskoe otdelenie.

Anokhin, A. V. (1924). Materialy po shamanstvu u altaitsev, sobrannye vo vremia puteshestvii po Altaiu v 1910–1912 gg. po porucheniiu Russkogo Komiteta dlia izucheniia Srednei i Vostochnoi Azii [Materials on Shamanism among the Altai People. Collected during Travels in Altai in 1910–1912 on behalf of the Russian Committee for the Study of Central and East Asia]. Leningrad: Izd-vo RAN.

Ayupov, N. G. (2012). Tengrianstvo kak otkrytoe mirovozzrenie [Tengrianism as an Open Worldview]. Almaty: KazNPU im. Abaia; KIE.

Baskakov, N. A., & Yaimova, N. A. (1993). Shamanskie misterii Gornogo Altaia [Shamanic Mysteries of the Altai Mountains]. Gorno-Altaisk: Respublikanskaia tipografiia.

Bezertinov, R. N. (2004). Tengrianstvo — religiia tiurkov i mongolov [Tengrianism — the Religion of the Turks and Mongols]. 2nd ed. Kazan: Slovo.

Funk, D. A. (2005). Miry shamanov i skazitelei: Kompleksnoe issledovanie teleutskikh i shorskikh materialov [The Worlds of Shamans and Storytellers: A Comprehensive Study of Teleut and Shor Materials]. Moscow: Institut etnologii i antropologii im. N. N. Miklukho-Maklaia; Nauka.

Karunovskaya, L. E. (1927). Iz altaiskikh verovanii i obriadov, sviazannykh s rebenkom [From the Altai Beliefs and Rituals Associated with the Child]. In E. Karsky (Ed.), Sbornik Muzeia antropologii i etnografii [Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography] (Vol. 6, pp. 19–36). Leningrad.

Karunovskaya, L. E. (1935). Predstavleniia altaitsev o Vselennoi: Materialy k altaiskomu shamanstvu [Ideas of the Altaians about the Universe: Materials for Altai Shamanism]. Sovetskaia etnografiia, 4–5, 160–183.

Klyashtorny, S. G. (1981). Mifologicheskie siuzhety v drevnetiurkskikh pamiatnikakh [Mythological Plots in Ancient Turkic Monuments]. In A. N. Kononov (Ed.), Tiurkologicheskii sbornik 1977 [Turkological Collection 1977] (pp. 117–138). Moscow: Nauka.

Kovalevsky, O. M. (1837). Buddiiskaia kosmologiia, izlozhennaia Osipom Kovalevskim [Buddhist Cosmology, Expounded by Osip Kovalevsky]. Kazan: University Press.

Malov, S. E. (1951). Pamiatniki drevnetiurkskoi pis’mennosti: teksty i issledovaniia [Monuments of Ancient Turkic Writing: Texts and Research]. Moscow; Leningrad: AN SSSR.

Mikhailov, T. M. (1980). Iz buriatskogo shamanizma (s drevneishikh vremen po XVIII v.) [From Buryat Shamanism (from Ancient Times to the 18th Century)]. Novosibirsk: Nauka.

Mujtueva, V. A. (2004). Traditsionnaia religiozno-mifologicheskaia kartina mira altaitsev [Traditional Religious and Mythological Picture of the World of the Altaians]. Gorno-Altaisk: G. G. Vysotskaya Publ. House.

Potapov, L. P. (1991). Altaiskii shamanism [Altai Shamanism]. Leningrad: Nauka.

Roux, J.-P. (1956). Tengri. Essai sur le Ciel-Dieu des peuples altaпques (deuxième article). Revue de l’histoire des religions, 149(2), 197–230.

Satlaev, F. A. (1974). Kumandintsy: istoriko-etnograficheskii ocherk XIX — pervoi chetverti XX veka [Kumandy: A Historical and Ethnographic Sketch of the 19th — First Quarter of the 20th Centuries]. Gorno-Altaisk: Altaiskoe knizhnoe izdatelstvo.

Sychenko, G. B. (2004). Poetika i struktura chalkanskogo shamanskogo teksta [Poetics and Structure of the Chalkan Shamanic Text]. In N. N. Shirobokova (Ed.), Iazyki korennykh narodov Sibiri [Languages and Folklore of the Indigenous Peoples of Siberia] (Iss. 15, pp. 73–101). Novosibirsk: IFL SO RAN.

Sychenko, G. B. (2018). Shamanskoe prizyvanie Kana-Suily: k probleme raboty s rannimi istochnikami [Shamanic Invocation of Kan-Suyla: On Working with Early Sources]. In N. N. Shirobokova (Ed.), Iazyki i fol’klor korennykh narodov Sibiri, 2 [Languages and Folklore of the Indigenous Peoples of Siberia] (Iss. 36, pp. 107–117). Novosibirsk: IFL SO RAN.

Sychenko, G. B. (2019). Zaisany i shamany: traditsionnaia kul’tura chalkantsev v kontse XX stoletiia [Zaisans and Shamans: The Traditional Culture of the Chalkans in the Late 20th Century]. In A. P. Derevyanko, & A. Ch. Elert (Eds.), Zerkala kul’tur: pamiati A. M. Sagalaeva [Mirrors of Cultures: In Memory of A. M. Sagalaev] (pp. 18–37). Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN.

Tenishev, E. R., Blagova, G. F., Dybo, A. V., at al. (2006). Sravnitel’no-istoricheskaia grammatika tiurkskikh iazykov. Pratiurkskii iazyk-osnova. Kartina mira pratiurkskogo etnosa po dannym iazyka [Comparative-Historical Grammar of Turkic Languages. The Proto-Turkic Language. The Worldview of the Proto-Turkic Ethnos According to the Language]. Moscow: Nauka.

Tokarev, S. A. (1947). Perezhitki rodovogo kulta u altaitsev [Remnants of the Ancestral Cult of the Altaians]. Trudy Instituta etnografii AN SSSR. Novaia seriia, 139–158.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.1.008

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru