Святая Елена: к вопросу о британском происхождении

Maria Evgenyevna Loshkareva, Pavel Aleksandrovich Ryazanov

Аннотация


Статья посвящена проблеме формирования легенды о британском происхождении св. Елены. Позднеантичные источники, известные раннесредневековому латинскому читателю, не дают точного ответа на вопрос о родине святой. Тем не менее, в прозаическом трактате Альдхельма «О девстве» (Prosa de virginitate) и в древнеанглийском переводе Беды IX в. можно встретить первые упоминания о рождении в Британии ее сына Константина Великого. По всей видимости, появление этих свидетельств стало той основой, на которой постепенно начал развиваться литературно-мифологический сюжет о св. Елене. По мнению А. Харбус, наиболее вероятным источником возникновения легенды о британце-Константине стал упомянутый перевод текста Беды, который, в свою очередь, восходит к Евтропию. В результате неверного понимания фраза «Constantinus in Brittania creatus imperator» была переведена как «император Константин, рожденный в Британии». По нашей гипотезе, другим возможным источником сюжета о Константине стал обратный латинский перевод греческого текста, которым воспользовался Альдхельм. Этот текст восходил к греческой версии «Бревиария» Евтропия, выполненной Пеанием в IV в. Дальнейшее развитие легенды о св. Елене происходило на основе местных фольклорных традиций, получивших литературную обработку и переосмысление. В «Истории англов» Генриха Хантингдонского и «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского св. Елена стала дочерью бриттского короля Коэля. Позднеантичные свидетельства о низком происхождении святой (stabularia) были проигнорированы или забыты. Важную роль в процессе формирования мифа сыграли валлийские легендарно-исторические генеалогии и фольклорные мотивы, отраженные в «Мабиногион». Именно версия Гальфрида Монмутского получила широкое распространение и использовалась английскими хронистами вплоть до XV в. Адам из Аска, интерпретируя версию Гальфрида, представляет Британию прародиной римских императоров и греческих василевсов. Устойчивость мифа о британской Елене объясняется его необыкновенной привлекательностью: он оказался важным связующим звеном между Британией и Римской империей, позволив вплести «периферийную» историю острова в ткань всемирной истории.


Ключевые слова


св. Елена; Константин Великий; Евтропий; Беда; Альдхельм; Пеаний; Генрих Хантингдонский; Гальфрид Монмутский; Британия

Полный текст:

PDF

Литература


Arnold-Forster, F. (1899). Studies in Church Dedications or, England’s Patron Saints (Vol. I). London: Skeffington and son.

Borgehammar, S. (1991). How the Holy Cross was Found: From Event to Medieval Legend with an Appendix of Texts. Almqvist & Wiksell International.

Ciapponi, L. A. (2011). Plinius Caecilius Secundus, Gaius. Catalogus Translationum et Commentariorum, IX, 73–152.

Forrai, R. (1960). Procopius. Cessariensis. Catalogus Translationum et Commentariorum, XI, 212–236. Washington, Toronto: The Catholic University of America Press.

Grierson, Ph., Mango, C., & Ševčenko, I. (1962). The Tombs and Obits of the Byzantine Emperors (337–1042). Dumbarton Oaks Papers, 16, 3–63.

Guy, B. (2018). Constantine, Helena, Maximus: On the Appropriation of Roman History in Medieval Wales, c. 800–1250. Journal of Medieval History, 44(4), 381–405.

Gwara, S. (1996). Dry-Point Glossing in a Tenth-Century Manuscript of Aldhelm’s Prose Treatise on Virginity. Traditio, 51, 99–145.

Gwara, S. (1998). The Transmission of the ‘Digby’ Corpus of Bilingual Glosses to Aldhelm’s Prosa de virginitate. Anglo-Saxon England, 27, 139–168.

Harbus, A. (2002). Helena of Britain in Medieval Legend. Woodbridge: D.S. Brewer.

Lemke, A. (2015). The Old English Translation of Bede’s Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum in its Historical and Cultural Context. Göttingen: Universitдtsverlag Göttingen.

Loomis, R. Sh. (1956). Wales and the Arthurian Legend. Cardiff: University of Wales Press.

Mediaeval Colchester — Town Castle and Abbey — From MSS in the British Museum (1903). Transactions of the Essex Archaeological Society, 8. Colchester.

Morant, Ph. (1768). The History and Antiquities of the County of Essex (Vol. I). London: Printed for T. Osborne [etc.].

Pryce, H. (2022). Writing Welsh History: From the Early Middle Ages to the Twenty-First Century. Oxford: Oxford University Press.

Rowley, S. M. (2011). The Old English Version of Bede’s Historia Ecclesiastica. Cambridge: D.S. Brewer.

Ryazanov, P. A., & Loshkareva, M. E. (2021). Greko-angliiskie otnosheniia v kontekste antiosmanskoi politiki v XV v. [The Greek-English Relations in the Context of the Anti-Ottoman Policies in the 15th Century]. Srednie veka, 82(1), 199–227.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.1.009

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru