Состав мастерской Казимира Малевича во Вторых Свободных государственных художественных мастерских (Москва, 1918–1919)

Larisa Ivanovna Ivanova-Veen, Igor Vladimirovich Smekalov

Аннотация


В статье раскрываются результаты изучения архивных документов (РГАЛИ, музей МАРХИ), которые содержат достоверные списки учащихся (подмастерьев) Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ). Эти уникальные учебные и творческие учреждения были организованы в Москве (1918) в результате авангардистской реформы специального образования.

Впервые публикуются три взаимосвязанных списка московских учеников (подмастерьев) К. С. Малевича во Вторых СГХМ. Списки сопоставляются друг с другом. На этой основе комментируется история становления «индивидуальной» мастерской великого авангардиста.

Педагогическая деятельность была неотъемлемой частью творческой биографии Малевича, но пока изучены только сравнительно поздние этапы его преподавания в Витебске и Петрограде (Ленинграде). Краткий, но насыщенный событиями московский этап (ноябрь 1918 г. — октябрь 1919 г.), когда принципы педагогики Малевича, собственно, и были сформированы, до сих пор не конкретизирован.

Комментируются основные события двух учебных сезонов жизни «индивидуальной» мастерской, вплоть до отъезда Главного мастера в Витебск (октябрь 1919 г.).

Конкретизируются личности московских подмастерьев, подчеркивается последовательность их появления в орбите Малевича. Уточняются творческие биографии известных ныне живописцев, скульпторов, архитекторов и дизайнеров: И. Завьялова, Г. Клуциса, З. Комиссаренко, Г. Крутикова, И. Кудряшова, И. Меерзона, А.-Я. Минчина, Т. Шапиро и др. Вокруг Малевича группировались также авторы практически забытые, но во многом определявшие общий культурный фон искусства авангарда.

Благодаря публикуемым данным расширяются представления о школе Малевича, своеобразии его мастерской в Москве, объясняются специфические формы и контекст взаимодействия художников. Многие московские подмастерья Малевича сами стали организаторами СГХМ в регионах.


Ключевые слова


Казимир Малевич; Вторые СГХМ; «индивидуальные» мастерские; ученики-подмастерья; УНОВИС; супрематизм; ВХУТЕМАС

Полный текст:

PDF

Литература


Khan-Magomedov, S. O. (1995a). Dve reformy khudozhestvennogo obrazovaniia [Two Reforms of Art Education]. In S. O. Khan-Magomedov, VKHUTEMAS (Vol. 1, pp. 24–29). Moscow: Ladya.

Khan-Magomedov, S. O. (1995b). Gosudarstvennye Svobodnye Khudozhestvennye masterskie [Free State Art Workshops]. In S. O. Khan-Magomedov, VKHUTEMAS (Vol. 1, pp. 117–136). Moscow: Ladya.

Krusanov, A. V. (2003). Russkii avangard: 1907–1932 (Istoricheskii obzor) [Russian Avant-garde: 1907–1932 (Historical Review)] (Vol. 2: Futuristicheskaia revoliutsiia (1917–1921) [Futuristic Revolution (1917–1921)], Book 2). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Lavrentyev, A. N. (2007). Alexander Rodchenko. Moscow: Arkhitektura-S.

Smekalov, I. V. (2018). Rukopisnye nomera zhurnala podmaster’ev Kazimira Malevicha (1919) kak vydaiushchiesia pamiatniki epokhi futuristicheskoi revoliutsii [Handwritten Issues of the Magazine of Kazimir Malevich’s Apprentices (1919) as Outstanding Monuments of the Era of the Futuristic Revolution]. Panorama iskusstv, 2, 452–500.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.1.014

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru