ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье рассматривается поэма «Домик в Свердловске» (1926) футуриста-презантиста и конструктивиста Дира Туманного (псевдоним Николая Николаевича Панова) как факт рецепции гибели российского императора Николая Романова и его семьи летом 1918 г. в Екатеринбурге и одновременно как комплексное художественное высказывание, отражающее и масштабирующее чувство истории, присущее и герою поэмы, и лиро-эпическому повествователю, и самому автору. В пространстве «романовского текста» поэма Д. Туманного — уникальный прецедент, отталкивающийся от гибели царя и его семьи, но сфокусированный не столько на нем как историческом факте, сколько на современности, моделирующийся по комфутовским лекалам (сочетание технократической утопии футуризма и социальной — социализма) и наделяющейся историческим значением. При том что истинным содержанием «Домика в Свердловске» является диалог автора с мощной художественной традицией. Характерный для лиро-эпической поэмы пушкинского времени и совсем несовременный байронический герой совершает паломничество в дом Ипатьева и тут же вытесняется картинами строящегося Свердловска (ставшего еще одним героем поэмы). Черты новеллы сочетаются с оптикой очерка-травелога, а обильный пушкинский интертекст — эпиграф, аллюзии и конкретные художественные приемы (вплоть до использования октавы), отсылающие к «Домику в Коломне», «Евгению Онегину», «Каменному гостю» и «Бахчисарайскому фонтану», — только верхний пласт более глубинного поэтического следования пушкинской традиции. Именно игровой фокус автора поэмы, представившего паломничество как анекдот, редуцирует рецепцию исторического события и в некотором роде лишает его исторической статусности — и даже больше, чем идеологические установки советской историографии, без сомнения, принятые Д. Туманным на вооружение.
Belousova, A. (2010). “Tak vot kuda oktavy nas veli…”: “Domik v Sverdlovske” N. Panova v kontekste iroi-komicheskoi traditsii [“So This is Where the Octaves Led us…”: N. Panov’s The House in Sverdlovsk in the Context of the Heroic-Comic Tradition]. In G. Utgof, & I. Abramson (Eds.), Studia Slavica IX: sbornik nauchnykh trudov molodykh filologov [Studia Slavica IX: Collection of Scholarly Works of Young Philologists] (pp. 171–186). Tallinn: Tallinna Ьlikooli Kirjastus.
Kozhevnikov, V. M. & Nikolaev, P. A. (Eds.). (1987). Literaturnyi entsiklopedicheskii slovar’ [Literary Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia.
Krusanov, A. V. (1996). Russkii avangard: 1907–1932. Istoricheskii obzor [Russian Avant-garde: 1907–1932. Historical Review]. (Vol. 1: Boevoe desiatiletie [War Decade]). St Petersburg: NLO.
Krusanov, A. V. (2003). Russkii avangard: 1907–1932. Istoricheskii obzor [Russian Avant-garde: 1907–1932. Historical Review]. (Vol. 2, Book 1: Futuristicheskaia revoliutsiia (1917–1921) [Futuristic Revolution (1917–1921)]). Moscow: NLO.
Lekmanov, O. (2021). Imperator. Gibel’ tsarskoi sem’i v russkikh stikhotvoreniiakh 1919–1930 gg.: primery s kommentariiami [Emperor. The Death of the Royal Family in Russian Poems of 1919–1930: Examples with Comments]. Vestnik Evropy, 58. Retrieved from https://magazines.gorky.media/vestnik/2022/58/imperator.html
Litovskaya, M. A., & Sozina, E. K. (2013). Literatura i istoriia: problemy vzaimodeistviia [Literature and History: Problems of Interaction]. Ural’skii istoricheskii vestnik, 1(38), 59–66.
Loshchilov, I. E., & Podlubnova, Yu. S. (2017). Poema Davida Vilenskogo “Voskresenie” [David Vilensky’s Poem Resurrection]. Siuzhetologiia i siuzhetografiia, 2, 150–167.
Lukyanin, V. P. (2003). Maiakovskii “sam” i piat’ ego sverdlovskikh dnei [Mayakovsky “Himself” and His Five Sverdlovsk Days]. Ural, 1. Retrieved from https://magazines.gorky.media/ural/2003/1/mayakovskij-sam-i-pyat-ego-sverdlovskih-dnej.html
Meletinsky, E. M. (1990). Istoricheskaia poetika novelly [Historical Poetics of the Short Story]. Moscow: Nauka.
Mindlin, E. L. (1968). Neobyknovennye sobesedniki [Extraordinary Interlocutors]. Moscow: Sovetskii pisatel’.
Podlubnova, Yu. S. (2015). Interpretatsiia istorii v khudozhestvennykh proizvedeniiakh, posviashchennykh prebyvaniiu i gibeli Tsarskoi sem’i na Urale (1920–1930-e gg.) [Interpretation of History in Works of Art Dedicated to the Stay and Death of the Royal Family in the Urals (1920–1930s)]. Siuzhetologiia i siuzhetografiia, 1, 158–169.
Podlubnova, Yu. S. (2021). Ural zavodov i rudnikov v ego-tekstakh Larisy Reisner [The Urals of Factories and Mines in the Ego-Texts of Larisa Reisner]. In M. A. Litovskaya, & N. V. Surzhikova (Eds.), Ego-dokumenty: Rossiia pervoi poloviny ХХ veka v mezhistochnikovykh dialogakh [Ego-Documents: Russia in the First Half of the 20th Century in Inter-source Dialogues] (pp. 213–226). Moscow; Ekaterinburg: Kabinetnyi uchenyi.
Ricoeur, P. (2000). Vremia i rasskaz [Time and Narrative] (Vol. 1). Moscow: TsGNII INION RAN; St Petersburg: Kul’turnaia initsiativa.
Shatin, Yu. P. (2002). Istoricheskii narrativ i mifologiia ХХ stoletiia [Historical Narrative and Mythology of the 20th Century]. Kritika i semiotika, 5, 100–108.
Slepukhin, S. (2015). “Esli vy pobyvali v Sverdlovske…” [“If you have been to Sverdlovsk…”]. Retrieved from https://www.netslova.ru/slepuhin/sverdlovsk.html
Uspenskij, B. A. (1994). Izbrannye trudy [Selected Works] (Vol. 1. Semiotika istorii. Semiotika kul’tury [Semiotics of History. Semiotics of Culture]. Moscow: Gnozis.
White, H. (2002). Metaistoriia. Istoricheskoe voobrazhenie v Evrope XIX veka [Metahistory: The Historical Imagination in 19th-Century Europe]. Ekaterinburg: Ural University Press.
Zhirmunsky, V. M. (1978). Bairon i Pushkin [Byron and Pushkin]. Leningrad: Nauka.
Zyryanov, O. V. (1997). Liricheskaia novella kak zhanr russkoi “poezii serdtsa” [The Lyrical Novella as a Genre of the Russian “Poetry of the Heart”]. Izvestiia Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta, 7, 77–90.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru