ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье рассматриваются тексты песен о Свердловске, созданные во второй половине 1940—1960-х гг., с целью проанализировать формирование и закрепление в них образа города. К 1940-м гг. в литературе сложился устойчивый образ Свердловска — крупного центра индустриализации, соцгорода, обладающего самобытной историей, рожденного «из воли Урала, труда и энергии» (В. Маяковский). В 1940-е гг. окончательно оформился образ города — «кладовой», «арсенала», «крепости» — одним словом, «опоры» государства. В 1948 г. были написаны в разных стилевых регистрах три песни о городе Н. Куштума, К. Мурзиди и Е. Ружанского. Все они транслировали «государственную» точку зрения, делая акцент на формировании у аудитории чувства гордости своим местом жительства и трудовым вкладом горожан в развитие страны.
Создаваясь как потенциально массовые, эти песни массовыми не стали. Одной из причин этого, видимо, было то, что у жителей Свердловска существовал другой образ города — бывшего Екатеринбурга, центра своего края, многоукладного, со специфическим бытом. Этот образ был сформирован в том числе художественными текстами о Свердловске.
В 1960-е гг. в песнях О. Гаджикасимова / Б. Карамышева и Г. Варшавского / Е. Родыгина пафос государственной значимости сменяется на лирический, что воплощается в фабульных моделях «возвращение в город юности» и «прогулка по городу». Эклектичная образность первой песни лишила ее содержание необходимой универсальности. «Свердловский вальс» — подчеркнуто «простая», но при этом новаторская по содержанию песня — опирается на повседневный позитивный опыт слушателя. В тексте присутствуют важные «свердловские» знаки, показывающие, что песню писал житель этого города. В песне отсутствуют драматизм и ирония, авторы подчеркивают скрытую поэзию непоказной городской жизни.
Образ мира, материализованный в песнях периода «оттепели», оказался более эффективным, потому что авторы отказались от создания образа Свердловска с общеизвестными и неспецифичными чертами «опоры» государства, которыми надо гордиться. Воображаемое превращение города в место, которое сможет, благодаря имеющимся в его распоряжении скромным ресурсам, предоставить человеку психологический комфорт — чувство удовлетворения от причастности к Свердловску, создание общего эмоционально-ценностного фона, объединяющего горожан, оказалось более привлекательным.
Alekseevsky, M. (2011). Muzyka nashego goroda. Versiia 2.0 [Music of Our City. Version 2.0]. Antropologicheskij forum, 15 ONLINE, 288—329. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/015online/alekseevsky_link2.pdf
Bugrov, K. D., Kiselev, М. А., & Маshtakova, L. V. (2022). Stanovlenie opornogo kraia. Industrial’nyi Ural v mobilizatsionnoi kul’ture 1930–1940-kh gg. [The Formation of the Supporting Edge. Industrial Urals in the Mobilization Culture of the 1930s–1940s]. Ekaterinburg: Ural University Press.
Firsova, A. V. (2015). Rol’ khudozhestvennoi literatury v sozdanii turistskikh mest Prikam’ia [The Role of Fiction in the Creation of Tourist Places in the Kama Region]. In G. A. Lebedeva, & V. V. Dementyeva (Comps.), Kul’turno-istoricheskoe nasledie kak faktor ustoichivogo razvitiia territorii: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Cultural and Historical Heritage as a Factor in the Sustainable Development of the Territory: Proceedings of the All-Russian Scholarly and Practical Conference] (pp. 312—316). Solikamsk: Solikamsk State Pedagogical Institute.
Khramtsova, D. (2022, February 17). “Dostoianie Srednego Urala”: v tempe val’sa [Heritage of the Middle Urals: At the Pace of a Waltz]. Oblastnaya gazeta. Retrieved from https://www.oblgazeta.ru/Ural/132953/
Litovskaya, M. A., & Nekrasova, Ju. S. (2021). “Ne uznal by praded gorod svoi”: obraz Ekaterinburga / Sverdlovska v literature Urala vtoroi poloviny 1940-kh gg. [“My Great-Grandfather would not have Recognized His City”: The Image of Ekaterinburg / Sverdlovsk in the Literature of the Urals in the Second Half of the 1940s]. Uralskii istoricheskii vestnik, 1, 97—104.
Lurie, M. (2001). Obraz goroda v sovetskoi liricheskoi pesne [The Image of the City in the Soviet Lyrical Song]. In I. O. Ermachenko (Ed.), Obrazy Rossii v nauchnom, khudozhestvennom i politicheskom diskursakh (istoriia, teoriia, pedagogicheskaia praktika): materialy nauchnoi konferentsii [Images of Russia in Scientific, Artistic, and Political Discourses (History, Theory, Pedagogical Practice): Proceedings of a Scholarly Conference (September 4–7, 2000)] (pp. 214–225). Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU.
Lurie, M. (2005). Urbs et Terra. Poetika lokal’nogo patriotizma v pesniakh o gorode [Urbs et Terra. Poetics of Local Patriotism in Songs about the City]. In M. L. Lurie (Ed.), Literaturnye iavleniia i kul’turnye konteksty: materialy kollokviuma molodykh uchenykh-gumanitariev Sankt-Peterburga i Daugavpilsa [Literary Phenomena and Cultural Contexts: Materials of the Colloquium of Young Scholars of the Humanities of St Petersburg and Daugavpils] (pp. 41–49). St Petersburg: SPbGUKI. Retrieved from http://www.ruthenia.ru/folklore/luriem23.pdf
Shchukin, V. G. (2013). Mifopoetika goroda i veka (chetyre pesni o Moskve) [Mythopoetics of the City and the Century (Four Songs about Moscow)]. Labirint. Zhurnal sotsial’no-gumanitarnykh issledovanii, 6, 9—38.
Trubitsyna, V. V. (2018). Obraz goroda v pesniakh o Novokuznetske: k voprosu o poetike patriotizma [The Image of the City in Songs about Novokuznetsk: On the Question of the Poetics of Patriotism]. In K. V. Gersh (Ed.), Sibirskii gorod v fokuse gumanitarnykh issledovanii: k 400-letiiu g. Novokuznetska: sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Siberian City in the Focus of Studies in the Humanities: For the 400th Anniversary of the City of Novokuznetsk: Collection of Articles of the All-Russian Scholarly and Practical Conference Novokuznetsk, October 25–26, 2018] (pp. 460—467). Novokuznetsk: NFI KemGU; Art-express.
Tsaler, I. (2019). Liubimyi val’s Sverdlovska [The Favorite Waltz of Sverdlovsk]. Retrieved from https://zen.yandex.ru/media/tsaler/liubimyi-vals-sverdlovska-5d5d5ee2fc69ab00adcc629a
Vasiliev, Yu. (2006, July 23). Vashi ushi zakazany: pervyi korporativnyi gimnotvorets strany Evgenii Shikunov [They Put out a Contract on Your Ears: The Country’s First Corporate Anthem Composer Yevgeny Shikunov]. Ogoniok. Retrieved from https://www.kommersant.ru/doc/2297397
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru