Авторские элементы в устойчивых композициях книжных миниатюр Страстного цикла в рукописях старообрядцев Урала

Natalia Viktorovna Anufrieva

Аннотация


Статья посвящена исследованию особенностей иконографии Страстного цикла в старообрядческой книге конца XVIII — XIX в. Методика исследования, разработанная в свое время Ф. Буслаевым и Н. Кондаковым, основана на изучении разнообразных подходов к созданию книжной миниатюры. Это выделение основных иконографических черт изображений, выявление элементов раннего христианского искусства, древнерусского наследия, а также элементов позднего влияния западноевропейского искусства. Анализ композиционного построения миниатюр, а также отдельных элементов изображений позволяет провести классификационный отбор миниатюр по иконографическим редакциям. Каждое изображение Страстного цикла опиралось либо на сложившийся в течение столетий изобразительный канон, либо на элементы западноевропейского искусства, активно распространившиеся на Руси в XVII в. в связи с популяризацией гравюр Библии Пискатора. Кроме того, при тщательном рассмотрении миниа­тюр старообрядческих рукописей несложно заметить достаточно интересные авторские прочтения известных сюжетов. Зачастую художники-миниатюристы включали в традиционные изображения сцен Страстного цикла самобытные образы современной эпохи, как будто выхваченные из текущей жизни. Миниатюры, отражая библейские события, несли на себе отпечаток времени создания рукописи, что особенно хорошо прослеживается в зарисовках быта, элементов одежды. Нередко можно увидеть, как миниатюрист стремится транслировать собственное отношение к происходящему, «разъясняя» смысл события подбором цветовой гаммы, изображением особенной мимики, эмоций, жестов персонажей, деталей интерьера и др. На примере отдельных лицевых рукописей, бытовавших на территории Уральского региона, удалось выявить подобные элементы новизны и оригинальности решений. Они показывают не только богатство творческого потенциала старообрядческих художников, но и незаурядный ум, способность мыслить, анализировать давние события с точки зрения современного человека, углубляя смысловую составляющую текста и привнося нравоучительный аспект.


Ключевые слова


рукопись; миниатюра; иконография; Страсти Христовы; христианское искусство; традиция и авторский элемент

Полный текст:

PDF

Литература


Anufrieva, N. V. (2020). Ikonografiia “Strastei Khristovykh” v staroobriadcheskoi traditsii (na primere spiskov iz ural’skikh knigokhranilishch) [Iconography of The Passion of Christ in the Old Believer Tradition (with Reference to Manuscripts from Ural Book Depositories)]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 22, 3 (200), 89–109. https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.3.046

Вobrov, Yu. G. (1995). Osnovy ikonografii drevnerusskoi zhivopisi [Fundamentals of Iconography of Аncient Russian Painting]. St Petersburg: Mifril.

Grabar’, I. E. (1913). Istoriya russkogo iskusstva [History of Russian Art] (Vols. 1–6). Moscow: Knebel.

Kobyak, N. A. (1987). Evangelie ot Nikodima [The Gospel of Nikodim]. In D. S. Likhachev (Ed.), Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi [The Dictionary of Scribes and Book Culture of Old Russia]. Leningrad: Nauka.

Kondakov, N. P. (2012). Istoriia vizantiiskogo iskusstva i ikonografii po miniatiuram grecheskikh rukopisei [History of Byzantine Art and Iconography from Miniatures of Greek Manuscripts]. Plovdiv.

Kyzlasova, I. L. (1985). Istoriia izucheniia vizantiiskogo i drevnerusskogo iskusstva v Rossii (F. I. Buslaev, N. P. Kondakov: metody, idei, teorii) [The History of the Study of Byzantine and Old Russian Art in Russia (F. I. Buslaev, N. P. Kondakov: Methods, Ideas, Theories)]. Moscow: Moscow University Press.

Mukhina, N. V. (2009). Avtorskii stil’ ornamentiki v pamiatnikakh knizhno-rukopisnogo iskusstva staroobryadtsev-pomortsev Yuzhnogo Urala [The Author’s Style of Ornaments in Literary Texts of Bookish-Hand-Written Art of the Old Believers-Coast-Dwellers of South Ural]. South Ural State University, 9 (142), 49–56.

Pokrovsky, N. V. (2009). Illiustrirovannaia entsiklopediia khristianskogo iskusstva [The Illustrated Encyclopedia of Christian Art]. Moscow: Eksmo.

Savelyeva, O. A. (1994). Apokrificheskaia povest “Strasti Khristovy”: nekotorye voprosy struktury i poetiki [The Apocryphal Story The Passion of Christ: Some Questions of Structure and Poetics]. Problemy istoricheskoi poetiki, 3, 76–83.

Tupikov, N. M. (1901). Strasti Khristovy v zapadnorusskom spiske XV veka [The Passion of Christ in Russian Manuscripts of the 15th Century]. Pamiatniki dervnei pis’mennosti i iskusstva, 140. St Petersburg: Printing House of the Imperial Science Academy.

Voznesensky, A. V. (1996). Starobriadcheskie izdaniia XVIII — nachala XIX veka. Vvedenie v izuchenie [Old Believer Publications from the 18th to the Early 19th Centuries. An Introduction to Study]. St Petersburg: St Petersburg University Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.3.053

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru