ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена анализу антиутопии А. А. Зиновьева «Зияющие высоты». Автор обосновывает тезис о принципиальном отличии философской антиутопии от художественной. По мнению автора, фундаментальное различие коренится в научном и художественном методах познания мира, специфических способах создания философской и художественной картин мира и типах нарратива. Автор художественного текста движется к модели мира от художественного образа, в то время как философская картина мира предполагает концептуальное видение мира и доказательную аргументацию собственной концепции. Это методологическое различие влечет уникальные авторские стратегии, определяющие поэтику и стилистику философского и художественного текстов. Эмоционально-чувственное восприятие мира автором художественного текста определяет тип нарратива, в котором логико-аналитический подход к действительности вторичен в сравнении с образным. Для научного мышления аналитизм и безошибочность умозаключений первичны. Философский подход предполагает целостность, в известном смысле завершенность. Художественная картина мира ориентирована на диалог с читателем, а значит, на дополнительное конструирование семантики текста за счет читательского опыта.
Антиутопия «Зияющие высоты» оценена автором статьи как научный, но не художественный текст. Наблюдение, анализ, гипотеза и предположение выступают инструментом анализа социальной действительности, в которой, по мнению Зиновьева, действуют универсальные законы, общие для любой человеческой общности и общественного строя. Философ переносит в роман научный метод, движется в осмыслении социальных законов от абстрактного к конкретному, т. е. от социума к индивиду. Для оценки законов социальности, обезличивающих человека, Зиновьев использует персонажи-маски. Прием, типичный и для художественного текста, у философа получает особое наполнение. Схематизм образов отражает общий для всех социальных индивидов закон, при котором частное подчиняется общему, психологические и личностные различия нивелированы. Руководствуясь не художественной, а научной логикой, Зиновьев создал особый жанр — философскую антиутопию.
A Roundtable Aleksandr Zinov’ev: The Thinker and the Person (2007–2008). Russian Studies in Philosophy, 46(3), 65–97. Retrieved from https://intellectology.livejournal.сom/40193html?ysc lid=lcrcic62k4955708345&utm_medium=endless_scroll#
Balandina, S. V. (2009). Spetsifika zhanra literaturnoi antiutopii na materiale romana A. Zinov’eva “Ziiaiushchie vysoty” [The Specifics of the Genre of Literary Dystopia Based on the Material of A. Zinoviev’s Novel Yawning Heights]. Izvestiya VGPU, 10, 169–172.
Berdyayev, N. A. (2006). Smysl tvorchestva [The Meaning of Creative Art]. Moscow: AST; Khranitel’.
Bolshakov, V. (2002). Gosudarstvo iz odnogo cheloveka [The State of One Man]. In A. A. Guseynov, O. M. Zinov’yeva, & K. M. Kantor (Eds.), Fenomen Zinov’ieva [Zinoviev Phenomenon] (рр. 25–40). Moscow: Sovremennye tetradi.
Fursov, A. (2002). O velikom voprekiste [On the Great Contraryist]. In A. A. Guseynov, O. M. Zinov’yeva, & K. M. Kantor (Eds.), Fenomen Zinov’ieva [Zinoviev Phenomenon] (рр. 40–65). Moscow: Sovremennye tetradi.
Guseynov, A. (2002). Ob Aleksandre Zinov’eve i ego sotsiologii [About Alexander Zinoviev and His Sociology]. In A. A. Guseynov, O. M. Zinov’yeva, & K. M. Kantor (Eds.), Fenomen Zinov’ieva [Zinoviev Phenomenon] (рр. 243–260). Moscow: Sovremennye tetradi.
Kantor, K. (2002). Put’ k tsivilizatsii — kakov on? [The Path to Civilization — What Is It Like?]. In A. A. Guseynov, O. M. Zinov’yeva, & K. M. Kantor (Eds.), Fenomen Zinov’ieva [Zinoviev Phenomenon] (рр. 262–272). Moscow: Sovremennye tetradi.
Kollektivnyi portret Aleksandra Zinov’eva [Collective Portrait of Alexander Zinoviev] (2013). Voprosy filosofii, 2, 3–17.
Mitrokhin, L. N. (2007). O fenomene A. A. Zinov’eva [On the Phenomenon of A. A. Zinoviev]. Voprosy filosofii, 4, 62–84.
Pyatigorsky, A. (2015). Utopiia kak nezazhivshaia intriga [Utopia as an Unhealed Intrigue]. Thesaurus, 4(1/2). Retrieved from https://einai.ru/ru/archives/707
Sukhikh, O. S. (2010). Traditsii M. E. Saltykova-Shchedrina v tvorchestve A. A. Zinov’eva [Traditions of M. E. Saltykov-Shchedrin in the Work of A. A. Zinoviev]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 1, 289–295.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru