К изучению горной мифонимии Урала: мифонимы, мотивированные социальной лексикой

Elena Eduardovna Ivanova

Аннотация


В статье рассматривается горная мифонимия Урала — обозначения сверхъ­естественных антропоморфных существ, хранящих богатства недр (минералы и металлы) и способствующих или препятствующих их обнаружению, добыче и обработке. Русская горная мифология изучалась фольклористами, но лингвистический аспект начинает исследоваться только в настоящее время. Материал для статьи собран в полевых условиях в 2020–2023 гг., а также извлечен из словарей, фольклорных текстов, авторской литературы. Анализируются главным образом среднеуральские и южноуральские мифонимы; для сравнения иногда привлекается материал иных зон, связанных с Уралом географически или исторически (Башкирия, Сибирь). В статье подробно рассматриваются мотивации мифонимов и условия появления номинаций. Горная мифонимия может быть разделена на несколько групп в зависимости от мотивации, т. е. тематической группы лексики, лежащей в основе мифонима. В настоящей статье анализируются мифонимы, мотивированные социальной лексикой, а именно обозначающей человека или родственные отношения: золотая девка, каменная девка, горная девка, чудская девица, горный батюшка, горная матка, Шубин и др. Выявляется и объясняется специфика уральской горной мифонимии: так, для номинации женских духов используется лексема девка, тогда как для традиционной русской крестьянской мифологии характерна номинация баба. Выразительной чертой уральской горной мифонимии является наличие мифонимов, образованных от топонимов (девка Азовка, девка Дедюрка). В статье доказывается, что на формирование горной мифонимии повлияла мифология русского крестьянства, мифология автохтонных народов Урала (тюркских и финно-угорских), а также терминология активно развивавшегося на Урале в XVIII–XIX вв. горного дела.


Ключевые слова


мифонимия; семантическая реконструкция; этимология; этнолингвистика; русская диалектная лексика; топонимия; Урал

Полный текст:

PDF

Литература


Akhmetshin, B. G. (1998). Neskazochnaia proza gornozavodskogo Bashkortostana i Iuzhnogo Urala [Non-Fairy Tale Prose of Mining Bashkortostan and the Southern Urals] (doctoral dissertation). Bashkir State University, Ufa.

Berezovich, E. L. (2009). Metaforicheskie kompleksy, sostavlennye terminami rodstva, v slavianskikh iazykakh [Metaphoric Complexes Consisting of Kinship Terms in Slavic Languages]. In S. M. Tolstaya (Ed.), Kategoriia rodstva v iazyke i kul’ture [The Category of Kinship in Language and Culture] (pp. 257–278). Moscow: Indrik.

Berezovich, E. L., & Ivanova, E. E. (2022). K rekonstuktsii sistemy gornoi mifonimii Urala: obshchii obzor [More on Reconstructing the Mountain Mythonyms of the Urals: An Overview]. In E. L. Berezovich, O. D. Surikova et al. (Eds.), Etnolingvistika. Onomastika. Etimologiia: materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Ekaterinburg, 7–11 sentiabria 2022 g. [Ethnolinguistics. Onomastics. Etymology: Materials of the 5th International Academic Conference. Ekaterinburg, 7–11 September 2022] (pp. 18–26). Ekaterinburg: Ural University Press.

Berezovich, E. L., & Ivanova, E. E. (2023a). K rekonstruktsii gornoi mifonimii Urala: mifonimy, motivirovannye leksikoi nezhivoi prirody [More on Reconstructing the Mountain Mythonyms of the Urals: Mythonyms Motivated by Inanimate Nature Vocabulary]. Antropologicheskij forum, 58, 209–246. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2023-19-58-209-246

Berezovich, E. L., & Ivanova, E. E. (2023b). K rekonstruktsii imen mificheskikh narodov v gornoi mifonimii Urala [More on Reconstructing the Mythical Peoples’ Names in the Mountain Mythonymy of the Urals]. Ural Historical Journal, 4(81), 132–142. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2023-4(81)-132-142

Bernstam, T. A. (1988). Molodezh v obriadovoi zhizni russkoi obshchiny XIX — nachala XX v.: Polovozrastnoi aspekt traditsionnoi kul’tury [Young People in the Ritual Life of the 19th — Early 20th Century Russian Community: The Gender and Age Aspect of Traditional Culture]. Leningrad: Nauka. Leningr. otd-nie.

Blazhes, V. V. (1983). Rabochie predaniia rodiny P. P. Bazhova [Workers’ Legends of P. P. Bazhov’s Native Land]. Fol’klor Urala. [Vyp. 7]: Bytovanie fol’klora v sovremennosti (na materiale ekspeditsij 60–80 godov) [Folklore of the Urals. [Iss. 7.]: The Contemporary Life of Folklore (Based on the Materials of 1960s–1980s Expeditions)] (pp. 5–22). Sverdlovsk: [USU].

Dobrodomov, I. G. (2012). Iz istorii dvukh zhargonizmov: “patsan” i “shket” na leksikograficheskom fone [From the History of Two Jargon Words: “Patsan” and “Shket” Within the Framework of Lexicography]. Politicheskaia lingvistika, 2 (40), 224–239.

Gelgardt, R. R. (1961). Fantasticheskie obrazy gorniatskikh skazok i legend. K tipologicheskoi kharakteristike starogo rabochego fol’klora [Fantastic Images in Miners’ Fairy Tales and Legends. More on the Typological Characteristics of Old Folklore of Workers]. In Russkiy fol’klor [Russian Folklore] (Vol. 6, pp. 193–226). Moscow; Leningrad: Nauka.

Krivoshchyokova-Gantman, A. S. (1983). Geograficheskie nazvaniia Verkhnego Prikam’ia [Geographical Names of the Upper Kama Region]. Perm: Knizhnoe izdatel’stvo.

Lazarev, A. I. (1970). Predaniia rabochikh Urala kak khudozhestvennoe iavlenie [Legends of Ural Workers as an Artistic Phenomenon]. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural’skoe knizhnoe izdatel’stvo.

Makeeva, I. I. (1986). Istoriia nazvanii dragotsennykh kamnei v russkom iazyke XI–XVII vekov [The History of Precious Stone Names in the 11th–17th Century Russian Language] (doctoral dissertation). Moscow.

Mironov, A. V. (2004). Obraz Khoziaiki Mednoi gory v skazakh P. P. Bazhova [The Image of the Mistress of the Copper Mountain in P. P. Bazhov’s Tales]. In Tvorchestvo P. P. Bazhova v meniaiushchemsia mire: materialy mezhvuzovskoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 125-letiiu so dnia rozhdeniia P. P. Bazhova, 28–29 ianvaria 2004 g. [P. P. Bazhov’s Artistic Work in the Changing World: Materials of the Inter-University Academic Conference Dedicated to P. P. Bazhov’s 125th Birthday] (pp. 95–102). Ekaterinburg.

Polyakova, E. N. (2009). Komi nasledie v leksike russkikh govorov Permskogo kraia [Komi Heritage in the Russian Dialectal Vocabulary of Komi Region]. In I. I. Rusinova (Ed.), Zhivaia rech’ Permskogo kraia v sinkhronii i diakhronii: materialy i issledovaniia [The Living Speech of Perm Region in the Synchronic and Diachronic Aspects: Materials and Studies] (Iss. 3, pp. 180–194). Perm: Perm State University.

Radenkovic, L. (2007). “Berkman” i drugie dukhi-vlastiteli zemnykh nedr u slavian [“Berkman” and Other Slavic Spirit Masters of the Earth Depths]. In T. N. Sveshnikova, I. A. Sedakova, & T. V. Tsivian (Eds.), Vostok i Zapad v balkanskoi kartine mira. Pamiati Vladimira Nikolaevicha Toporova [East and West in the Balkan Worldview. In Memory of Vladimir Nikolaevich Toporov] (pp. 258–265). Moscow: Indrik.

Sagalaev, A. M. (1991). Uralo-altaiskaia mifologiia: simvol i arkhetip [Ural-Altaic Mythology: Symbol and Archetype]. Novosibirsk: Nauka.

Schwabauer, N. A. (2002) Tipologiia fantasticheskikh personazhei v fol’klore gornorabochikh Zapadnoi Evropy i Rossii [Typology of Fantastic Characters in the Folklore of Miners of Western Europe and Russia] (doctoral dissertation). Chelyabinsk: Chelyabinsk State University.

Ternovskaya, O. A., & Tolstoy, N. I. (1995). Baba [“Woman” and Other Meanings]. In N. I. Tolstoy (Ed.), Slavianskie drevnosti: etnolingvisticheskii slovar’ [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary] (Vol. 1, pp. 122–123). Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.4.071

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru