Сочинение «История кратчайшая пения праворечного» (1832) в контексте раскола Монинской моленной староверов-поморцев

Anna Antonovna Mikheeva

Аннотация


В статье анализируется неизвестное ранее сочинение Макара Яковлева «История кратчайшая пения праворечного» (1832), написанное в центре федосеевского согласия староверов-беспоповцев — на Преображенском кладбище в Москве через несколько лет после раскола столичной Монинской общины беспоповцев поморского согласия по поводу церковно-певческой практики. Целью исследования является критика и анализ источника в контексте событий, в связи с которыми он был создан. Сочинение проанализировано различными методами археографии: исследуется бумага, почерки, оформление, структура текста. Сравниваются приводимые в нем аргументы в защиту практики наречного пения с аргументами других полемических сочинений старообрядцев на ту же тему. В ходе исследования был установлен круг лиц, связанных с происхождением анализируемого памятника, кроме самого Макара Яковлева, о котором высказаны догадки. Отмечено, что сочинение предполагалось размножить. Уточнены временные рамки создания текста «О словах пения церковного» одного из деятелей раскола Монинской общины Андреяна Сергеева и достоверность сообщения дореволюционного исследователя Н. И. Попова о роли хора федосеевской общины Преображенского кладбища в устроении церковного пения у беспоповцев того времени. Замечено, какие именно аргументы памятник вносит в спор о наречном пении, и что они по большей части основаны на слухах, доказывающих древность этой практики, чем отличаются от обычных рассуждений апологетов праворечия, опирающихся на анализ языка. Делается вывод о том, что памятник интересен для прояснения хода работы по переводу общины Ивана Анисимова, к которой присоединились отколовшиеся, на наречное пение.


Ключевые слова


церковное пение; богослужебная практика; беспоповцы; Монинская моленная; история старообрядчества; Преображенское кладбище; поморцы; федосеевцы

Полный текст:

PDF

Литература


Kazantseva, T. G. (2006). Poslanie Gavriila Artamonova “O khomovom penii”: k voprosu o redaktsiiakh gimnograficheskogo teksta v staroobriadcheskikh pevcheskikh rukopisiakh [Gavriil Artamonov’s Epistle “On Khomovoye Singing”: On the Issue of Redactions of the Hymnographic Text in Old Believer Singing Manuscripts]. In N. N. Pokrovsky (Ed.), Sibir’ na perekrest’e mirovykh religii: materialy 3-i mezhregion. nauch.-prakt. konf., posviashch. pamiati M. I. Rizhskogo [Siberia at the Crossroads of World Religions: Materials of the 3rd Interregional Practical Scholarly Conference, Dedicated to the Memory of M. I. Rizhsky] (pp. 176–183). Novosibirsk: Izd-vo SO RAN.

Kazantseva, T. G. (2007). Apologiia narechnogo peniia Ivana Alekseeva [Apologia for the Right-Speech Singing of Ivan Alekseev]. In E. K. Romodanovskaya (Ed.), Pamiatniki otechestvennoi knizhnosti: novye teksty, novye interpretatsii [Works of Russian Literature: New Texts, New Interpretations] (pp. 90–118). Novosibirsk: Izd-vo SO RAN.

Kazantseva, T. G. (2008). “O slovakh peniia tserkovnago”: polemicheskoe sochinenie Andreiana Sergeeva [On the Words of Church Singing: A Polemical Essay by Andreian Sergeev]. In N. N. Pokrovsky (Ed.), Obshchestvennoe soznanie i literatura Rossii: istochniki i issledovaniia [Public Consciousness and Literature of Russia: Sources and Research] (pp. 284–309). Novosibirsk: Izd-vo SO RAN.

Kazantseva, T. G. (2017). Staroobriadcheskie sochineniia kontsa XIX veka v zashchitu istinnorechnogo peniia [Old Believer Essays of the Late 19th Century in Defence of Right-Speech Singing]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury, 65, 582–630.

Kochergina, M. V. (2011). Starodub’e i Vetka v istorii russkogo staroobriadchestva 1760–1920 gg.: demograficheskoe razvitie staroobriadcheskikh obshchin, predprinimatel’stvo, dukhovnaia zhizn’, kul’tura [Starodubye and Vetka in the History of Russian Old Believers in the 1760s–1920s: Demographic Development of Old Believer Communities, Entrepreneurship, Spiritual Life, Culture]. Bryansk: Ladomir.

Mikheeva, A. A. (2022). Vopros o bogosluzhebnom penii v fedoseevskom sbornike “Otecheskie zaveshchaniia”. Stat’ia pervaia [The Question of Liturgical Singing in the Fedoseevtsy Miscellany Paternal Testaments. The First Article]. Tekst. Kniga. Knigoizdanie, 28, 75–91.

Moninskoe soglasie v Moskve [Monin Denomination in Moscow] (1870). In N. Popov (Ed.), Materialy dlia istorii bespopovshchinskikh soglasii v Moskve, fedoseevtsev Preobrazhenskogo kladbishcha i pomorskogo Moninskogo soglasiia, sobrannye N. Popovym [Materials for the History of the Bespopovtsy Denominations in Moscow, the Fedoseyevtsy of the Preobrazhenskoe Cemetery and the Pomortsy of the Monin Denomination, Collected by N. Popov] (pp. 1–16 (second count)). Moscow: Imperatorskoe obshchestvo istorii i drevnostei rossiiskikh pri Moskovskom universitete.

Panchenko, F. V. (2002). Rukopisnoe nasledie vygovskih masteropevtsev: istoriia, traditsiia, tvorchestvo [Vyg Master Singers’ Manuscript Heritage: History, Tradition, Oeuvre] (doctoral dissertation). St Petersburg State Conservatory, St Petersburg.

Yukhimenko, E. M. (2016). Staroobriadchestvo: istoriia i kul’tura [Old Believers: History and Culture]. Moscow: Krinitsa.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2024.26.1.009

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru