ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена применению корпусных методов для выявления типовых и индивидуально-авторских особенностей употребления антонимов в художественной прозе XIX в. Источниками материала послужили основные словари русских антонимов и корпус текстов А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Единицей анализа является лексическая биграмма — два слова из одной фразы на расстоянии 5 слева или справа. Выборку составили 1933 антонимических пары во фразовых контекстах. Сравнительный статистический анализ показал, что существуют антонимы, которые используют все авторы, «ядро» русской литературно-художественной антонимии. Базовыми для художественных произведений являются противопоставления с семантикой живого и мертвого, добра и зла, а также категорий времени, пространства, эмоций, количества. Выявлены текстовые предпосылки появления антонимических пар. Это рассуждения о сложных вопросах бытия, психологии человека, межличностных отношений, общественной жизни и т. д. Антонимы — частое средство при описании внешности человека или его характера, психологического состояния.
Определены идиостилевые особенности употребления антонимов в творчестве пяти русских писателей. Для А. П. Чехова наиболее характерно использование авторских антонимов при описании эмоциональных и физических свойств человека. У Ф. М. Достоевского антонимичность проявляется при обсуждении темы веры и неверия. И. А. Гончаров указывает на противоречия в философии жизни, а в романе «Фрегат “Паллада”» предстает как путешественник, отмечающий противоположные или взаимодополняющие характеристики разных стран и этносов. Употребление авторских антонимов в творчестве И. С. Тургенева подтверждает идиостилевую важность эмоциональных характеристик. В творчестве Л. Н. Толстого антонимия в первую очередь связана с общественной и семейной сферами, пониманием истории и государственного развития.
Намечены перспективы корпусного исследования авторских антонимов, основанного на более широком материале.
Azarenko, N. A. (2013). Iazykovaia realizatsiia antonimichnykh avtorskikh metafor “liubov’ — bozhestvennoe chuvstvo” i “nenavist’ — besovskoe chuvstvo” v romane F. M. Dostoevskogo “Prestuplenie i nakazanie” [The Linguistic Realisation of “Love, the Divine Feeling” and “Hatred, the Diabolical Feeling”, Author’s Metaphoric Patterns in Fyodor M. Dostoevsky’s Crime and Punishment]. Mir russkogo slova, 2, 63–67.
Dmitriev, A. L. (1990). Leksiko-frazeologicheskoe vyrazhenie podobiia i kontrasta v poezii A. A. Akhmatovoi: lingvostilisticheskii analiz [Lexical-idiomatic Expression of Similarity and Contrast in Poems by A. A. Akhmatova] (doctoral dissertation). Moscow.
Donchenko, N. Yu. (1999). Poetika antonimii v “Dnevnikakh” M. Prishvina [Poetics of Antonymy in Diaries by M. Prishvin] (doctoral dissertation abstract). Moscow State Open Pedagogical University, Moscow.
Golub, I. B. (2016). Stilistika russkogo iazyka [Stylistics of the Russian Language] (6th ed.). Moscow: Yurait.
Gudkova, Ya. A. (2010). Antonimiia v pervichnom i vtorichnom poeticheskom tekste na materiale proizvedenii G. G. Bairona “Don Zhuan” i A. S. Pushkina “Evgenii Onegin” i ikh poeticheskikh perevodov [Antonymy in Primary and Secondary Poetic Text Based on G. G. Byron’s Don Juan and A. S. Pushkin’s Eugene Onegin] (doctoral dissertation abstract). Rostov-on-Don.
Mukhin, M. Yu. (2017). Granitsy russkoi antonimii i leksikograficheskaia praktika [The Scope of Russian Antonymy and Lexicographic Practice]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 19, 3 (166), 203–214. https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.3.052
Ratajczyk, K. (2022). Kontrasty kak stilisticheskoe sredstvo v proizvedeniiakh Viktorii Tokarevoi [Contrasts as a Stylistic Means in the Works by Viktoria Tokareva]. Językoznawstwo, 17(2), 21–36. https://doi.org/10.25312/2391-5137.17/2022_02kr
Sazonova, V. A. (2011). Antonimy kak sredstvo vyrazheniia kontrasta v iazyke i khudozhestvennoi rechi (na materiale prozy A. P. Chekhova) [Antonyms as Means of Expressing Contrast in Language and in Artistic Speech (with Reference to Prose by A. P. Chekhov)] (doctoral dissertation abstract). Krasnoyarsk.
Solovyeva, N. V. (2015). Tekstoobrazuiushchie funktsii antonimii (na materiale angliiskikh antonimov) [Text-formative Functions of Antonymy (with Reference to English Antonyms)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 3 (45), pt. 2, 179–185.
Wierzbinski, J. (1995). Antonimy v zaglaviiakh chekhovskikh proizvedenii [Antonyms in Titles of Chekhov’s Works]. Russian Language Journal, 49(162/164), 295–306. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/43675332
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru