К реконструкции системы горной мифонимии Урала: хозяева подземных богатств

Elena lvovna Berezovich, Elena Eduardovna Ivanova

Аннотация


В статье анализируется горная мифонимия Урала — обозначения сверхъестественных антропоморфных существ, хранящих богатства недр (минералы и металлы) и способствующих или препятствующих их обнаружению, добыче и обработке. Русская горная мифология изучалась фольклористами, но лингвистический аспект начинает исследоваться только в настоящее время. Материал собран в полевых условиях в 2020–2023 гг., а также извлечен из словарей, фольклорных текстов, авторской художественной литературы. Статья написана преимущественно на материале мифологии и мифонимии Урала (и некоторых зон Сибири). В статье анализируются ядерные номинации сферы «genii loci» — мифонимы хозяин и хозяйка. Авторы отмечают, что образы хозяев гор и подземных богатств возникли на основе крестьянских верований о духах природных локусов и могли поддерживаться соответствующими мифологическими образами коренных уральских народов. На Среднем Урале дух гор воплощается прежде всего в женском обличье. В статье прослеживается генезис образа и объясняется его женская природа. Производится сопоставление мифонимов хозяйка из народных преданий и Хозяйка Медной горы из сказов Бажова. Отмечается, что широкая известность сказов мешает определению направления миграции мифонима (из авторского сказа в народную речь или наоборот). Хозяйка — самый распространенный горный мифоним, запечатленный в среднеуральской лексике и фразеологии, связанной с добычей и обработкой минералов: коса хозяйки, слезы хозяйки, мастер от хозяйки, камень хозяйки, хозяйка зеркало разбила и др. В преданиях Южного Урала чаще встречается образ хозяина, что объясняется, возможно, культурным татарско-башкирским влиянием.


Ключевые слова


мифонимия; семантическая реконструкция; этимология; этнолингвистика; русская диалектная лексика; Урал

Полный текст:

PDF

Литература


Agapkina, T. A. (1999). Dukhi lokusov [Spirits of loci]. In T. A. Agapkina, O. V. Belova, M. M. Valentsova et al., Slavianskie drevnosti: Etnolingvisticheskii slovar’ [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary] (Vol. 2, pp. 155–157). Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia.

Akhmetshin, B. G. (1976). Obrazy Khoziaina i Khoziaiki podzemnykh bogatstv v fol’klore gorniakov Bashkirii (po materialam fol’klornykh ekspeditsii Bashkirskogo universiteta) [The Images of the Master and Mistress of the Earth Treasures in the Folklore of Bashkir Miners (Based on the Folklore Expeditions of Bashkir University)]. Fol’klor Urala [Vyp. 1]: Narodnaia Proza [Folklore of the Urals [Iss. 1]: Folk Prose] (pp. 31–38). Sverdlovsk: [Ural State University].

Akhmetshin, B. G. (1998). Neskazochnaia proza gornozavodskogo Bashkortostana i Iuzhnogo Urala [Non-Fairy Tale Prose of the Mining Bashkortostan and the Southern Urals] (habilitation dissertation). Bashkir State University, Ufa.

Berezovich, E. L., & Ivanova, E. E. (2022). K rekonstuktsii sistemy gornoi mifonimii Urala: obshchii obzor [More on Reconstructing Mountain Mythonyms of the Urals: An Overview]. In E. L. Berezovich, O. D. Surikova et al. (Eds.), Etnolingvistika. Onomastika. Etimologiia: materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Ekaterinburg, 7–11 sentiabria 2022 g. [Ethnolinguistics. Onomastics. Etymology: Materials of the 5th International Academic Conference. Ekaterinburg, 7–11 September 2022] (pp. 18–26). Ekaterinburg: Ural University Press.

Berezovich, E. L., & Ivanova, E. E. (2023a). K rekonstuktsii gornoi mifonimii Urala: mifonimy, motivirovannye leksikoi nezhivoi prirody [More on Reconstructing Mountain Mythonyms of the Urals: Mythonyms Motivated by the Vocabulary of Inanimate Nature]. Antopologicheskii forum, 58, 209–246. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2023-19-58-209-246

Berezovich, E. L., & Ivanova, E. E. (2023b). K rekonstruktsii imen mificheskikh narodov v gornoi mifonimii Urala [More on Reconstructing Mythical Peoples’ Names in the Mountain Mythonymy of the Urals]. Ural’skii istoricheskii vestnik, 4(81), 132−142. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2023-4(81)-132-142

Blazhes, V. V. (1983). Rabochie predaniia rodiny P. P. Bazhova [Workers’ Legends of P. P. Bazhov’s Motherland]. In Fol’klor Urala. [Vyp. 7]: Bytovanie fol’klora v sovremennosti (na materiale ekspeditsij 60–80 godov) [Folklore of the Urals. [Iss. 7]: The Contemporary Life of Folklore (Based on the Materials of 1960s–1980s Expeditions)] (pp. 5–22). Sverdlovsk: [UrGU].

Blazhes, V. V. (2007). Taiutkino zerkal’tse, skaz [Taiutka’s Mirror, A Tale]. In V. V. Blazhes, & M. A. Litovskaya (Eds.), Bazhovskaia entsiklopediia [Bazhov Encyclopedia] (pp. 403–404). Ekaterinburg: Ural University Press; Sokrat.

Chernoskutov, A. P., & Shinkarenko, Yu. V. (2011). Malakhitovaia shkatulka. V poiskakh novykh kliuchei. Puteshestviia so skazami Bazhova [The Malachite Casket. Searching for New Clues. Travelling with Bazhov’s Tales]. Ekaterinburg: Sokrat.

Galkin, V. S. (1984). Sibirskie skazy [Siberian Tales]. Moscow: Molodaia gvardiia.

Gelgardt, R. R. (1961). Fantasticheskie obrazy gorniatskikh skazok i legend. K tipologicheskoi kharakteristike starogo rabochego fol’klora [Fantastic Images in Miners’ Fairy Tales and Legends. More on the Typological Characteristics of Workers’ Old Folklore]. In Russkii fol’klor [Russian Folklore] (Vol. 6, pp. 193–226). Moscow; Leningrad: Nauka.

Ivanova, E. E. (2023). K izucheniiu gornoi mifonimii Urala: mifonimy, motivirovannye sotsial’noi leksikoi [On Studying the Mountain Mythonymy of the Urals: Mythonyms Motivated by Social Vocabulary]. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta. Ser. 2: Gumanitarnye nauki, 25(4), 234–250. https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.4.071

Levkievskaya, E. E. (2001). Ritual’no-magicheskie funktsii khoziaina v vostochnoslavianskoi traditsii [Ritualistic and Magical Functions of the Master in East Slavic Tradition]. In I. A. Morozov, & S. P. Bushkevich (Eds.), Muzhskoi sbornik. Vyp. 1. Muzhchina v traditsionnoi kul’ture: Sotsial’nye i professional’nye statusy i roli. Sila i vlast’. Muzhskaia atributika i formy povedeniia. Muzhskoi fol’lkor [The Male Compilation. Iss. 1. Males in Traditional Culture: Social and Professional Statuses and Roles. Strength and Power. Male Emblems and Forms of Behaviour. Male Folklore] (pp. 106–114). Moscow: Labirint.

Radenkovich, L. (2007). “Berkman” i drugie dukhi-vlastiteli zemnykh nedr u slavian [“Berkman” and Other Slavic Spirit Masters of the Earth’s Interior]. In T. N. Sveshnikova, I. A. Sedakova, & T. V. Tsivyan (Eds.), Vostok i Zapad v balkanskoi kartine mira. Pamiati Vladimira Nikolaevicha Toporova [East and West in the Balkan Worldview. In Memory of Vladimir Nikolaevich Toporov] (pp. 258–265). Moscow: Indrik.

Schwabauer, N. A. (2002). Tipologiia fantasticheskikh personazhei v fol’klore gornorabochikh Zapadnoi Evropy i Rossii [Typology of Fantastic Characters in the Folklore of Miners of Western Europe and Russia] (doctoral dissertation). Chelyabinsk State University, Chelyabinsk.

Tolstaya, S. M. (1994). Zerkalo v traditsionnykh slavianskikh verovaniiakh i obriadakh [The Mirror in Traditional Slavic Beliefs and Rituals]. In Slavianskii i balkanskii fol’klor. Verovaniia. Tekst. Ritual [Slavic and Balkan Folklore. Beliefs. Text. Ritual] (pp. 111–129). Moscow: Nauka.

Vinogradova, L. N. (2016). Mifologicheskii aspekt slavianskoi folklornoi traditsii [The Mythological Aspect of the Slavic Folklore Tradition]. Moscow: Indrik.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2024.26.3.041

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru