Проблемы художественной промышленности в материалах Всероссийского съезда художников (1911–1912)

Evgeny Pavlovich Alekseev

Аннотация


В статье рассматривается деятельность отдела художественной промышленности и кустарного дела на Всероссийском съезде художников (1911–1912, Санкт-Петербург). Делегаты съезда (С. С. Голоушев, М. Н. Дитрих, П. П. Марсеру, Л. Г. Оршанский, П. П. Пашков, Н. Ф. Роот, П. С. Философов, А. П. Эйснер и др.) имели богатый опыт в деле организации художественно-промышленных учебных заведений и кустарных производств, хорошо знали специфику декоративно-прикладного искусства, были знакомы с образцами народного творчества и процессами, которые развивались в западноевропейской художественной промышленности. В «Трудах Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911— январь 1912» (в 3 томах, 1915) содержится обширная информация о конкретных промыслах (керамическом, кружевном, столярном и пр.), о быте и специфике работы кустарей, об особенностях рынка и системе подготовки мастеров художественной промышленности. Кроме докладов были опубликованы дискуссии, позволяющие осознать актуальность обозначенных проблем и противоречивость подходов к их решению. Различные мнения по отдельным вопросам не помешали разработке общих позиций. Участники мероприятия полагали, что важно неуклонно сохранять национальную самобытность кустарной продукции, при этом широко пропагандировать народное искусство с помощью выставок, музейных экспозиций и печатных изданий, доносить до чиновников на местах необходимость всемерной поддержки промыслов. Кроме того, подчеркивали, что нужно обучать ремесленников основам художественной грамоты, привлекать к работе с кустарями опытных и понимающих специфику кустарного дела художников-педагогов. В то же время докладчики не видели перспектив художественного конструирования и пытались противопоставить массовой промышленной продукции изделия художественных народных промыслов. В советский период ряд участников съезда продолжили свою деятельность и активно выступали за развитие кустарных промыслов в новых социально-экономических условиях. 


Ключевые слова


художественная промышленность; Россия начала ХХ века; Всероссийский съезд художников; кустарные промыслы

Полный текст:

PDF

Литература


Fedorov-Davydov, A. A. (1929). Russkoe iskusstvo promyshlennogo kapitalizma [Russian Art of Industrial Capitalism]. Moscow: GAHN.

Han-Magomedov, S. O. (1995). Pionery sovetskogo dizaina [Pioneers of Soviet Design]. Moscow: Galart.

Orshansky, L. G. (1927). Khudozhestvennaia i kustarnaia promyshlennost’ SSSR. 1917–1927 [Art and Handicraft Industry of the USSR. 1917–1927]. Leningrad: Izdanie Akademii khudozhestv.

Sternin, G. Yu. (1988). Khudozhestvennaia zhizn’ Rossii 1900–1910-kh godov [The Artistic Life of Russia in the 1900s–1910s]. Moscow: Iskusstvo.

Tarabukin, N. M. (1923). Ot mol’berta k mashine [From the Easel to the Car]. Moscow: Rabotnik prosveshcheniia.

Tugendhold, Ya. A. (1987). Iz istorii zapadnoevropeiskogo, russkogo i sovetskogo iskusstva. Izbrannye stat’i i ocherki [From the History of Western European, Russian and Soviet Art. Selected Articles and Essays]. Moscow: Sovetskii khudozhnik.

Voronov, V. S. (1972). O krest’ianskom iskusstve. Izbrannye trudy [About Peasant Art. Selected Works]. Moscow: Sovetskii khudozhnik.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2024.26.3.050

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru