Эмоциональная тональность сверхтекста коронавирусного социального плаката

Irina Trofimovna Vepreva, Yang Zhibing

Аннотация


В статье проводится анализ модальной категории эмоциональности в коронавирусном рекламном дискурсе, характеризуются языковые средства и речевые приемы, используемые для передачи текстовой модальности, в целом формируемой на основе трех функционально-семантических субполей: эмоциональной оценки, волеизъявления и интенсивности. Исследование базируется на корпусе 1500 русских социальных рекламных плакатов, связанных с коронавирусом, которые рассматриваются авторами как единый сверхтекст, характеризующийся цельной модальной установкой. В статье показана дуальная природа субполя эмоциональной оценки, формируемого путем апелляции к противоположным по семантике эмоциям надежды и страха в одном коронавирусном сверхтексте. Выдвигается гипотеза, что смена доминирующих эмоций надежды и страха способствует усилению склонности у населения к выполнению предложенных профилактических мер.
Последовательно анализируется проявление мобилизующей и запугивающей модальности в рамках сконструированной в сверхтексте амбивалентной эмоциональной матрицы. Для каждого вида модальностей используется различный набор языковых средств и речевых стратегий эмоционального воздействия. Так, надежда на благоприятный исход и жизнеутверждающее мировосприятие создается с помощью употребления лексем победить, победа, бороться, уверенность, солидарность, предикативной единицы мы вместе, а также путем реализации приемов эмоционального всплеска, поглаживания, заражения, проявления эмпатии. Манифестация эмоции страха осуществляется в границах шоковой рекламы, снимающей табу на прямое употребление лексем, вызывающих чувство страха: смерть, смертельно, умирать, убивать, похоронные службы. Риторические вопросы в шоковой рекламе напрямую апеллируют к адресату, формируя у него чувство вины, дают шанс исправить ситуацию с помощью прививки. Степень эффективности предъявления в рекламном сверхтексте периода пандемии COVID-19 автономных кластеров эмоций, противоположных по семантике, требует дальнейшего изучения.


Ключевые слова


социальная реклама; пандемия коронавируса; сверхтекст; текстовая модальность / тональность; категория эмоциональности; надежда; страх

Полный текст:

PDF

Литература


Agamben, G. (2020). The Invention of an Epidemic. Coronavirus and Philosophers: A Tribune. European Journal of Psychoanalysis. Retrieved from http://www.journal-psychoanalysis.eu/coronavirus-and-philosophers/

Astaf’ev, D. A., & Maksimov, A. M. (2023). Filosofskoe osmyslenie strakha kak osnovy chelovecheskogo sushchestvovaniia [Philosophical Understanding of Fear as the Basis of Human Existence]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii, 6, 117–125. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-6-117

Babenko, L. G. (2021). Alfavit emotsii: slovar’-tezaurus emotivnoi leksiki [Alphabet of Emotions: Dictionary-Thesaurus of Emotive Vocabulary]. Ekaterinburg; Moscow: Kabinetnyi uchenyi.

Bion, U. R. (2010). Vnimanie i interpretatsiia [Attention and Interpretation]. St Petersburg: Vostochno-evropeiskii institut psikhoanaliza.

Bushev, A. B. (2023). Iazyk i pandemiia. (Obzor) [Language and Pandemic. (Review)]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia literatura. Seriia 6: Iazykoznanie. Referativnyi zhurnal, 1, 128–148. https://doi.org/10.31249/ling/2023.01.05

Collins, R. (2004). Interaction Ritual Chains. Princeton: Princeton University Press.

Doliner, L. I., & Nazarov, V. L. (2023). Vliianie tsifrovizatsii obrazovaniia na uspevaemost’ shkol’nikov v period pandemii [The Impact of Digitalization of Education the Academic Performance of Schoolchildren During the Pandemic]. Ural’skii vestnik obrazovaniia, 4, 41–51.

Ekimova, V. I., Rozenova, M. I., Litvinova, A. V., & Koteneva, A. V. (2021). Travmatizatsiia strakhom: psikhologicheskie posledstviia pandemii Covid-19 [Fear Traumatization: Psychological Consequences of the Covid-19 Pandemic]. Sovremennaia zarubezhnaia psikhologiia,10(1), 27–38. https://doi.org/10.17759/ jmfp.2021100103

Epstein, M. N. (2021). Pandemiia: filosofskii diagnoz [The Pandemic: A Philosophical Diagnosis]. Koinon, 2(1), 20–37. https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.1.001

Graneva, I. Yu. (2009). Mestoimenie my v sovremennom russkom iazyke: kommunikativno-pragmaticheskii podkhod [The Pronoun We in Modern Russian: Communicative and Pragmatic Approach] (doctoral dissertation abstract). Vyatka State Humanities University, Kirov.

Ionova, S. V. (1998). Emotivnost’ teksta kak lingvisticheskaia problema [Emotivity of Text as a Linguistic Problem] (doctoral dissertation abstract). Volgograd.

Izard, K. E. (1980). Emotsii cheloveka [Human Emotions]. Moscow: Moscow University Press.

Kozyreva, P. M., & Smirnov, A. I. (2023). Potrebnost’ v informatsii o zdorovom obraze zhizni i uroki pandemii koronavirusa [The Demand for Information on a Healthy Lifestyle and Lessons Learned During the Coronavirus Pandemic]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 26(2), 46–66. https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.3

Kupina, N. A., & Bitenskaya, G. V. (1994). Sverkhtekst i ego raznovidnosti [Supertext and its Variants]. In N. A. Kupina, & T. V. Matveeva (Eds.), Chelovek — Tekst — Kul’tura [Person — Text — Culture] (pp. 214–233). Ekaterinburg: Poligrafist.

Kupina, N. A., & Matveyeva, T. V. (2013). Stilistika sovremennogo russkogo iazyka: uchebnik dlia bakalavrov [Stylistics of the Modern Russian Language: A Textbook for Bachelors]. Moscow: Yurait.

Lassan, E. (2002). “Nadezhda”: semanticheskii i kontseptual’nyi analiz [A Semantic and Conceptual Analysis of “Hope”]. Respectus Philologicus, 2(7). Retrieved from http://www.philology.ru/linguistics2/lassan-02.htm

Lipatova, L. N. (2023). Pandemiia COVID-19 v Rossii: statisticheskaia otsenka priamykh i kosvennykh demograficheskikh poter’ [COVID-19 Pandemic in Russia: Statistical Assessment of Direct and Indirect Demographic Losses]. Regionologiia, 31, 1 (122), 107–122. https://doi.org/10.15507/2413-1407.122.031.202301.107-122

Luk’yanova, N. A. (2015). Ekspressivnaia leksika razgovornogo upotrebleniia v semanticheskom aspekte [Expressive Vocabulary of Colloquial Use in the Semantic Aspect]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia, filologiia, 14(9), 183–200.

Matveyeva, T. V. (2003). Tonal’nost’ [Tonality]. In M. N. Kozhina (Ed.), Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar’ russkogo iazyka [Stylistic Encyclopedic Dictionary of the Russian Language] (pp. 549–552). Moscow: Flinta; Nauka.

Oslon, A. A. et al. (2021). Sotsiologiia pandemii. Proekt koronaFOM [Sociology of a Pandemic. Koronafom Project]. Moscow: InFOM.

Ostrovsky, D. I., & Ivanova, T. I. (2020). Vliianie novoi koronavirusnoi infektsii COVID-19 na psikhicheskoe zdorov’e cheloveka (Obzor literatury) [Influence of the COVID-19 New Coronavirus Infection on Human Mental Health (Literature Review)]. Omskii psikhiatricheskii zhurnal, 2(24), 4–10. https://doi.org/10.24411/2412-8805-2020-10201

Ponomarev, N. F., Belousov, K. I., Klochko, K. A., & Ryabinin, K. V. (2023). Mekhanizmy tsiklicheskoi diskursivnoi amplifikatsii (CDA-model’): na primere epidemicheskogo diskursa likhoradki Ebola [Mechanisms of Cyclic Discursive Amplification (CDA-Model): With Reference to Ebola Epidemic Discourse]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia, 85, 85–106. https://doi.org/10.17223/19986645/85/5

Popova, O. V. (2020). Pandemiia i figura filosofa [The Pandemic and the Figure of the Philosopher]. Chelovek, 31(6), 11–30. https://doi.org/10.31857/S023620070013079-3

Shvedova, N. Yu. (Ed.). (2008). Tolkovyi slovar’ russkogo iazyka s vkliucheniem svedenii o proiskhozhdenii slov [Explanatory Dictionary of the Russian Language with Information on the Origin of Words]. Moscow: Azbukovnik.

Tereshenkov, A. M. (2023). Pandemiia COVID-19 kak faktor mirovoi politiki: spetsifika i parametry osmysleniia [The COVID-19 Pandemic as a Factor of World Politics: Specifics and Parameters of Comprehension]. Voprosy politologii, 13, 4(92), 1809–1816. https://doi.org/10.35775/PSI.2023.92.4.041

Terskikh, M. V., & Zaitseva, O. A. (2021). Provokativnaia reklama: poniatie, funktsii, tipologiia [Provocative Advertising: Concept, Functions, Typology]. Kommunikativnye issledovaniia, 8(2), 248–262. https://doi.org/10.24147/2413-6182.2021.8(2).248-262

Vepreva, I. T. (2022). Natsional’naia spetsifika sotsial’noi reklamy o koronaviruse v Rossii i Kitae [The National Peculiarities of Coronavirus-Related Social Advertising in Russia and China]. Quaestio Rossica, 10(1), 35–52. https://doi.org/10.15826/qr.2022.1.657

Volkov, Yu. G., & Kurbatov, V. I. (2020). Global’naia sotsiologiia pandemii: otechestvennye i zarubezhnye stsenarii i trendy poslekoronavirusnogo mira [Global Pandemic Sociology: National and Foreign Scenarios and Trends of the Post-Coronavirus World]. Gumanitarii Iuga Rossii, 9(2), 17–32. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.2.1




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2024.26.4.068

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru