Латиняне в письмах Навпактского митрополита Иоанна Апокавка (1200–1230)

Sergei Aleksandrovich Denisov

Аннотация


В статье рассматриваются представления Иоанна Апокавка, Навпактского митрополита (1200–1230 гг.) и сторонника правителей Эпирского царства, об участниках Четвертого крестового похода, ставших подданными Латинской Романии. Сведения о них содержатся в письмах 1215-1230 гг., адресованных главным образом к Феодору I Дуке (1215–1230) и Вселенскому патриарху Мануилу Сарантину (1217–1222). По теме источники разделяются на пять групп, охватывающих военные действия против латинян, организацию освобожденных от них диоцезов, догматические  споры, отношение к тем, кто перешел на сторону врагов, и разделение ромеев вследствие чужеземного владычества. Латиняне представлены одним народом – италийцами, подданными Фессалоникийского королевства. Они изображены как главные противники Феодора I, создавшие пропасть между греческими государствами: Эпирским царством и Никейской империей. Борьба с латинянами является главной целью Дуки и не допускает компромиссов. Она изображена при помощи приемов энкомия, традиционных для писем к византийским императорам. В этом контексте митрополит активно использует образы природы, сравнивая  противников Феодора I с тучей, хворостом, львами и птицами, а его – с солнцем. Негативное отношение к латинянам подчеркивается их дурными качествами (высокомерием и даже безумием) и слабостью догматов католичества, оспариваемых как архиереями, так и клириками. Данные суждения характерны для других архиереев в Эпирском царстве (Димитрия Хоматиана и членов синода в Арте), а также за его пределами (Михаила Хониата), что свидетельствует о едином понимании духовенством опасности латинского владычества и необходимости возрождения Византийской империи.

Ключевые слова


латиняне, италийцы, Эпирское царство, митрополит, католичество, духовенство, правитель, Латинская Романия, Вселенский патриарх

Полный текст:

PDF

Литература


Angold, M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. Cambridge, 1995.

Bees-Seferlis, H. Unedierte Schriftstücke aus der Kanzlei des Johannes Apokaukos des Metropoliten von Naupaktos (in Aetolien). In Byzantinisch-Neugriechisches Jahrbuch 21 (1976). S. 56–247.

Chernousov, E. A. Iz vizantiiskogo zakholust’ia XIII v. Khar’kov, 1913.

Prinzing, G. (ed.) Demetrii Chomateni Ponemata diaphora. Berolini; Novi Eboraci, 2002.

Karpozilos, A. P. The Ecclesiastical Controversy Between the Kingdom of Nikaia and Principality of Epiros. Thessaloniki, 1973.

Kennedy, G. A. Greek Rhetoric under the Christian Emperors. New Jersey, 1983.

Magdalino, P. The Literary Perception of Everyday Life in Byzantium. In Byzantinoslavica. 47 (1987). P. 28–38.

Nicol, D. M. The Despotate of Epirus. Oxford, 1957.

Papadopulo-Keramevs, A. I. Noctes petropolitanae. Sankt-Peterburg, 1913.

Stauridou-Zafraka, A. The Relations between Secular and Religious Authorities in the State of Epiros after 1204. In Angelov D.G. (ed.) Church and Society in Late Byzantium. Kalamazoo, 2009.

Uspenskii, F. I. Istoriija Vizantiiskoi imperii XI-XV vv. Vostochnyi vopros. Moscow, 1997 (1-e izd.: Moscow, 1948).

Vasil’evskii, V. G. Epirotica saeculi XIII. In Vizantiiskii vremennik 3 (1896). S. 233–299.

Wellnhofer, M. Iohannes Apokaukos, Metropolit in Aetolien. Freising, 1913.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2018.46.013

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru