Библейские сюжеты в коптском искусстве

Olga Vladimirovna Osharina

Аннотация


Одними из ранних по времени появления на памятниках коптского искусства стали эпизоды из жизни пророков. Именно они говорили о спасении и приходе Мессии, учили внутренней праведности и святости. Часто это было заимствование уже известных иконографических композиций, из которых, путем незначительных изменений, создавались новые. При этом богатая иконография проявляется не количеством представленных тем, а разнообразием деталей. Сцены богородично-христологического цикла появляются на памятниках сравнительно поздно, не ранее VII в. Расцвет связан с композициями, представленными на изделиях слоновой кости, однако, наибольшего распространения библейские сцены достигают в связи с поступлениями евлогий из Святой Земли. Большинство этих изображений заключало в себе идею спасения и воскресения, используя емкие, узнаваемые образы.


Ключевые слова


раннехристианское искусство Египта; сцена Воскресения; паломнические реликвии; евлогии из Святой земли; библейские сцены

Полный текст:

PDF

Литература


Atalla, N. S., ed. Coptic Art: Wall-paintings. Vol. 1. Cairo, 1993.

Bank, A. V., Bessonova, M. А. Iskusstvo Vizantii v sobraniiakh SSSR: katalog vystavki. Moscow, 1977.

Benazeth, D. Baouit: une église copte au Louvre. Paris, 1998.

Buchtal, H.The Miniatures of the Paris Psalter. A Study in Middle Byzantine Painting. London, 1938.

Bystrikova, M. G. “Koptskaia tkan’ VI–VII vv.” Soobtsheniia Gosudarstvennogo Ermitazha (32) 1971. S. 44–46.

Clédat, J. Le monastère et la nécropole de Baouit. T. 1. Le Caire, 1904.

Dale, T. E. A. “The Power of the Anointed: The Life of David on Two Coptic Textiles in the Walters Art Gallery” The Journal of the Walters Art Gallery 51 (1993). P. 23–42.

Darmstaedter, R. Die Auferweckung des Lazarus in der altchristlichen und byzantinische Kunst. Bern, 1955.

Daemen, S., De Jonghe, D., De Moor, A., Overlaet, B., Rassart-Debergh, M. Ancient Tapestries of the R. Pfister Collection in the Vatican Library. Citai del Vaticano, 1999.

Effenberger, A. Koptische Kunst. Ägypten in spätantiker, byzantinischer und frühislamischer Zeit. Leipzig, 1975.

Fakhry, A. The Necropolis of El-Bagawat in Kharga Oasis. Cairo, 1951.

Forrer, R. Altertums von Achmim. Leipzig, 1898.

Friedman, F. D. Beyond the Pharaohs: Egypt and the Copts in the 2nd to 7th centuries AD. Baltimore,1989.

Gruneisen, W. de. Les caracteristiques de l’art copte. Florence, 1922.

Guerrini, L. La stoffe copte del Museo archeologico di Firenze. Roma, 1957.

Henne, H. “Rapport sur les foulles de Teil Edfou (1923 et 1924).” In Foulles de l’institute Fraincais d’archéologie Orientale du Caire. Le Caire, 1925.

Kakovkin A. Ja. “Epizody iz «Istorii Iosifa» na koptskikh tkaniakh iz sobraniia Ermitazha.” Kavkaz i Vizantiia ( 2) 1980. S. 116–142.

Kakovkin, A. Ya. “Evangel’skie suzhety i personazhi na koptskikh tkaniakh.” Christianskii Vostok (Novaya seriya) 6 (XII) (2013). S. 534–558.

Kendrick, A. Catalogue of Textiles from Burying-Grounds in Egypt. Vol. 3. London, 1922.

Lasarev, V. N. Istoriia vizantiiskoi zhivopisi. Moscow, 1986.

Leclerq, H. “Abraham.” In Cabrol, F., Leclerq, H., eds. Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. Paris, 1924. T. 1. Pt 1. Col. 111–123.

Leclerq, H. “Jonah.” In Cabrol, F., Leclerq, H., eds. Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. Paris, 1926. Vol. 7.Pt. 2. Col. 2572–2631.

Leclerq, H. “Joseph.” In Cabrol, F., Leclerq, H., eds. Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. Paris, 1926. Vol. 7. Pt. 2. Col. 2643–2656.

Lübcke, G., ed. Ägypten, Schätze aus dem Wüstensand: Kunst und Kultur der Christen am Nil. Katalog zur Ausstellung. Wiesbaden, 1996.

Majeska, G. “A Medallion of the Prophet Daniel in the Dumbarton Oaks Collection.” Dumbarton Oaks Papers 28 (1974). P. 362–372.

Matie, M. E., Liapunova, K. S. Khudozhestvennye tkani koptskogo Egipta iz sobraniia Gosudarstvennogo Ermitazha. Moscow; Leningrad, 1951.

Morey, C. R. “Notes on East Christian Miniatures.” The Art Bulletin March (1929). P. 5–102.

Nikitin А. B. “Sasanidskie khristianskie gemmy.” In Zalesskaja, V. N., Pjatnitskii, Ju. А., Uchanova I. N., eds. Khristiane na Vostoke. Iskusstvo mel’kitov i inoslavnykh ckhristian: katalog vystavki. St Petersburg, 1998. S. 180–184.

Omont, H. Miniatures des plus anciens manuscripts grecs de la Bibliothéque Nationale du VI au XIV siécle. Paris, 1929.

Osharina О. V. “Bibleiskie stseny i obrazy na koptskikh tkaniakh” Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha 89 (2016). S. 281–293.

Quibell, J. E. Excavations at Saccara, 1908–1910: The Monastery of Apa Jeremias. Cairo, 1912.

Redin, E. K. Khristianskaia topographiia Koz’my Indikoplova po grecheskim i russkim spiskam. Ch. 1. Мoscow,1916.

Rutschowscaya, M.-H., Bénazeth, D. L’Art copte en Egypte : 2000 ans de christianisme : exposition présentée à l’Institut du monde arabe. Paris, 2000.

Rutschowskaya, M.-H. “La tapisserie au Jonas du Musee du Louvre.” Dielheimer Blätter zum Alten Testament und seiner Rezeption in der Alten Kirche 27. Marz (1992). P. 187–197.

Rutschowskaya, M.-H. Tissus Coptes. Paris, 1990.

Strzygowski, J. Orient oder Rom. Beiträge zur Geschichte der spätantiken und frühuhristlichen Kunst. Leipzig, 1901.

Sviatoi prepodobnyi Efrem Sirin. Tvoreniia.T.1. Barnaul, 2005.

Tvoreniia sv. otsta Ioanna Zlatousta, arkhiepiskopa Konstantinopol’skogo. T. 2. St Petersburg, 1896.

Vikan G. “Joseph Iconography.” Gesta 19 (1989). P. 99–108

Vikan, G. “Joseph Iconography on Coptic Textile.” In Art, Archaeology, and Architecture of Early Christianity. A Collection of Scolarly Esays. New York, London.1993. P. 354–360.

Volbach, W. Elfenbeinarbeiten der Spätantike und des frühen Mittelalters. Mainz, 1976.

Volbach, W. “Zwei frühchristliche Goldmedaillons.” Berliner Museen. Berichte aus den Preussischen Kunstsammlungen 43 (1922). S. 79–85.

Walters, C. C. Monastic Archeology in Egypt. Warminster, 1974.

Weitzmann, K., ed. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century. Catalogue of the exhibition. New York, 1979.

Wessel, K. “Erweckung des Lazarus.” In Wessel, Kl., ed. Reallexikon zur byzantinischen Kunst Stuttgart, 1968. Bd. 2. S. 390.

Wessel, K. Koptische Kunst. Die Spätantike in Ägypten. Recklinghausen, 1963.

Zalesskaja, V. N. Pamiatniki vizantiiskogo prikladnogo iskusstva IV–VII vv. : katalog kollektsii. St Petersburg, 2006.

Zalesskaja, V. N., Pjatnitskii, Ju. А., Uchanova I. N., eds. Afonskie Drevnosti. Katalog vystavki iz fonbov Ermitazha. St Petersburg, 1992.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2019.47.004

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru