Христос – comes Augusti: к вопросу о нумизматической иконографии Юстиниана II

Mikhail Nikolaevich Butyrskii

Аннотация


В данной работе сопоставляются примеры иконографии «образа власти» на римских монетах императора Аврелиана (чеканка Сердики 274–275 гг.) и византийских при императоре Юстиниане II (чеканка Константинополя и ряда западных провинциальных денежных дворов 705–711 гг.). Разновременные монетные типы демонстрируют принципиальную близость идейного замысла и образного решения, утверждавшего божественную власть над земной империей в языческий и христианский периоды ее существования. Это было достигнуто за счет новизны иконографического языка: погрудные бюсты Sol и Христа, обоюдно титулованных dominus, размещены на лицевой стороне монет, их божественные черты приближены к облику правящего монарха, чей портрет либо фигура в полный рост перенесены на оборотную сторону монетного кружка. Делается вывод, что иконография солнечного божества Sol на монетах Аврелиана, названного «Господином Римской империи», предвосхитила иконографию Христа – «Господа и Царя царствующих» на монетах Юстиниана II; последняя же, в редакции 705–711 гг., наследует дохристианскую традицию образов-двойников на римских монетах III–IV вв., демонстрирующих «личную унию» между правителем и копирующим его внешность спутником-божеством.

Ключевые слова


Римская империя; Византия; нумизматика; иконография; Sol Invictus; Rex regnantium; dominus; образ власти; полиморфизм божества

Полный текст:

PDF

Литература


Babelon, E. (1903). Un nouveau médaillon en or de Constantin le Grand. In Melanges Boissier (pp. 49–55). Paris: Albert Fontemoing.

Bellinger, A. R., & Grierson, Ph. (Eds.). (1993). Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks collection and in the Whittemore Collection (Vol. 2, Pt. 2). Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection.

Belting, H. (2002). Obraz i kul’t [Likeness and Presense]. Мoscow: Progress-Traditsia.

Breckenridge, J. D. (1959). The Numismatic Iconography of Justinian II (685–695, 705–711). New York: American Numismatic Society.

Butyrskii, М. N. (2021). Portretnoe tvorchestvo v vizantiiskoi numizmatike (konets VII – nachalo VIII vv.): traditsii i novatorstvo [Creating Portraits in Byzantine Numismatics (Late Seventh – Early Eighth Centuries)]. In A. V. Zakharova, O. A. Ovcharova, & I. A. Oretskaya (Eds.), Iskusstvo vizantiiskogo mira. Individual’nost’ v khudozhestvennom tvorchestve; sbornik statei v chest’ O. S. Popovoi [Art of Byzantine World. Individuality of Artistic Creativity: In Honour of Olga Popova] (pp. 31–39). Мoscow: Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia.

Gnecchi, F. (1912). I Medaglioni Romani (Vols. 1–3). Bologna: Ulrico Hoepli.

Hijmans, S. (1996). The Sun Which Did Not Rise in the East. The Cult of Sol Invictus in the Light of Non-Literary Evidence. Bulletin Antieke Beschaving, 71, 115–150.

Kantorowicz, E. (2005). Dva tela korolia [Two King’s Body]. Мoscow: Izdatel’stvo Instituta Gaidara.

Kitzinger, E. (1963). Some Reflections on Portraiture in Byzantine Art. Zbornik radova Vizantološkog instituta, 8, 185–193.

Kitzinger, E. (1990). The Mosaic of St. Mary’s of the Admiral in Palermo. Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection.

Mattingly, H., & Sydenham, E. A. (Eds.). (1972). The Roman Imperial Coinage (Vol. 5, Pt. 1). London: Spink & Son.

Morrisson C., & Prigent, V. (2013). L’empereur et le calife (690–695). Réflexions à propos des monnayages de Justinien II et d’Abd a-Malik. Topoi, 12, 571–592.

Nock, A. D. (1947). The Emperor’s Divine Comes. Journal of Roman Studies, 37, 102–116.

Wienand, J. (2015). Deo et domino: Aurelian, Serdica und die Restitutio orbis. Jahrbuch für Numismatik und Geldgeschichte, 65, 63–99.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2021.49.004

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru