Элементы теории коммуникации в «Памятных записках» Феодора Метохита (гл. 1–26; 71)

Dmitrii Igorevich Makarov

Аннотация


Цель статьи – комплексное раскрытие темы коммуникации и ее онтологических оснований в «Памятных записках» Феодора Метохита (1270–1332). В своем труде Метохит ориентировался на тех авторов, кто, как Плутарх, стремился обо всех предметах – истории, культуре и бытии в целом – рассуждать на философский манер. То безгласие, на которое автор жалуется в гл. 1 и 9, компенсируется творческой свободой и возможностью, присущей каждому из людей (в первую очередь, интеллектуалов) высказываться на любую тему. Конфликт этих идей образует антиномию коммуникации, занимающую важное место в мысли Метохита. Подобного рода суждения позднесредневековых авторов подготавливали появление третьей антиномии Канта. В то же время тема отсутствия новизны продолжает аристотелевскую топику. Наконец, жизнь личности, общества и космоса проходит, согласно Метохиту, те же стадии, что и развитие высказывания: история вселенной в ее динамике напоминает речь, точнее – собеседование, диалог. Переплетение идей Аристотеля и Нового Завета образует то самое двуединство византийско-христианского эллинизма, о котором говорил Антонио Гарсиа. Метохит также рассуждает о единстве понятия числа у всех людей, утверждая, что именно математическое знание может выступить основой «соборности» для, по крайней мере, мыслящей части человеческого рода. Это тем более важно, что конечная цель коммуникации – раскрытие онтологической истины вещей.

Ключевые слова


Феодор Метохит; «Памятные записки»; Плутарх; антиномия коммуникации; структура мира и структура фразы; философский язык и стиль речи; «коммуникативная соборность» математиков

Полный текст:

PDF

Литература


Arutiunova, N. D. (1999a). Chelovek i “figura” (analiz kontseptov) [A Man and “a Figure”. Analysis of Concepts]. In N. D. Arutiunova, Iazyk i mir cheloveka [Language and the World of the Man] (pp. 324–337). Moscow: Iazyki russkoi kul’tury.

Arutiunova, N. D. (1999b). Modal’nye i semanticheskie operatory [Modal and Semantic Operators]. In N. D. Arutiunova, Iazyk i mir cheloveka [Language and the World of the Man] (pp. 830–846). Moscow: Iazyki russkoi kul’tury.

Bakhtin, M. M. (1997). Dopolneniia i izmeneniia k “Rabelais” [Some Additions and Modifications to the Book on Rabelais] (1944). In M. M. Bakhtin (Auth.), S. G. Bocharov, & L. A. Gogotishvili (Eds.), Sobranie sochinenii [Collected Works]. (Vols. 1–7). (Vol. 5, pp. 80–129). Moscow: Russkie slovari.

Beck, H.-G. (1952). Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München: C. H. Beck.

Bekker, I. (Ed.). (1831). Aristotelis Metaphysica. In I. Bekker (Ed.), Aristoteles Graece ex recensione (pp. 980–1093). Berolini: Apud Georgium Reimerum.

Bibikhin, V. V. (2005). Wittgenstein: smena aspekta [Wittgenstein, or The Asoect Change]. Moscow: Izdatel’stvo Instituta istorii, filosofii i teologii Sv. Fomy.

Bydén, B. (2002). The Nature and Purpose of the Semeioseis gnomikai: The Antithesis of Philosophy and Rhetoric. In K. Hult (Ed. & Trans.), Theodore Metochites on Ancient Authors and Philosophy. Semeioseis gnomikai 1–26 & 71 (pp. 245–288). Göteborg: Acta Universitatis Gothoburgensis.

Cresci, L. R. (1997). Note critiche sul saggio 67 degli Hypomnematismoi di Teodoro Metochita. Orpheus. Rivista di umanità classica e Cristiana, XVIII(2), 420–434.

Daley sj, B. E. (Trans.). (2017). Leontii Byzantini contra Nestorianos et Eutychianos. In B. E. Daley sj (Ed.), Leontius of Byzantium. Complete Works (pp. 125–268). New York: Oxford University Press.

Demetracos, D. (1954). Mega lexicon holes tes hellenikes glosses (Vols. 1–15). Athens: Domi A. E.

Dennis, G. T. (1988). The Byzantines as Revealed in their Letters. In J. Duffy, & J. Peradotto (Eds.), Gonimos. Neoplatonic and Byzantine Studies Presented to Leendert G. Westerink at 75 (pp. 155–165). Buffalo; New York: Arethusa.

Domaradzki, M. (2014). Teodor Metochites o ironii filozofów [Theodore Metochites on the Irony of Philosophers]. Peitho. Examina antique, 1(5), 295–300.

Garzya, A. (1985). Visages de l’hellénisme dans le monde byzantin (IVe – XIIe siècles). Byzantion, 55(2), 463–482.

Guber, A. A. (Ed. & Trans.). (1994). Vico Giambattista. Osnovaniia novoi nauki ob obshchhei prirode natsii [Vico Giambattista. Foundations of the New Science on the Common Nature of Nations]. Moscow; Kiev: REFL Book.

Hintikka, J. (1973a). Aristotle and the Ambiguity of Ambiguity. In J. Hintikka. Time and Necessity. Studies in Aristotle’s Theory of Modality (pp. 1–26). Oxford: Clarendon Press.

Hintikka, J. (1973b). Aristotle on the Realization of Possibilities. In J. Hintikka. Time and Necessity. Studies in Aristotle’s Theory of Modality (pp. 93–113). Oxford: Clarendon Press.

Hintikka, J. (1973c). On Aristotle’s Modal Syllogistic. In J. Hintikka, Time and Necessity. Studies in Aristotle’s Theory of Modality (pp. 135–146). Oxford: Clarendon Press.

Hintikka, J. (1973d). Time, Truth, and Knowledge in Aristotle and Other Greek Philosophers. In J. Hintikka, Time and Necessity. Studies in Aristotle’s Theory of Modality (pp. 62–92). Oxford: Clarendon Press.

Hult, K. (2004). Theodore Metochites as a Literary Critic. In J. O. Rosenqvist (Ed.), Interaction and Isolation in Late Byzantine Culture. Papers Read at a Colloquium Held at the Swedish Research Institute in Istanbul, 1–5 December, 1999 (pp. 44–56). Uppsala: Almqvist & Wiksell Tryckeri.

Hult, K. (Ed). (2002). Theodore Metochites on Ancient Authors and Philosophy. Semeioseis gnomikai 1–26 & 71. Göteborg: Acta Universitatis Gothoburgensis.

Jakobson, R. (2001). V poiskakh sushchnosti iazyka [Quest for the Essence of Language]. In Ju. S. Stepanov (Ed.), Semiotika: Antologiia [Semiotics: An Anthology] (pp. 111–126). Moscow; Ekaterinburg: Akademicheskii proekt.

Kermanidis, M. (2020). Episteme und Ästhetik der Raummodelierung in Literatur und Kunst des Theodoros Metochites. Ein frühpalaiologischer Byzantiner im Bezug zur Frühen Neuzeit. Berlin; Boston: Walter de Gruyter.

Kripke, S. A. (1980). Naming and Necessity. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Kristeva, J. (2001). Bakhtin, slovo, dialog i roman [Bakhtin, Word, Dialogue, and the Novel]. In K. G. Isupov (Ed.), M. M. Bakhtin: pro et contra (Vol. 1, pp. 213–243). St Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii.

Kubitskii, A. V. (Trans.). (1976) Aristotel. Metafizika [Aristotle. Metaphysics]. In V. F. Asmus (Ed.), Aristotel’. Sochineniia [Aristotle. Works] (Vols. 1–4) (Vol. 1, pp. 65–367). Moscow: Mysl’.

Lampe, G. W. H. (Ed.). (1961). A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Clarendon Press.

Magdalino, P. (2021). Imperiia Manuila I Komnina (1143–1180) [The Empire of Manuel I Comnenus (1143–1180)]. St Petersburg: Dmitrii Bulanin.

Makarov, D. I. (2019). An Irreproachable Dogmatics? Plotinus, Theodore Metochites and the Sixth Chapter of the Letter On Education. Scrinium, 15, 211–217.

Makarov, D. I. (2020). “Segodnia, kogda vremena uzhe pozdnie…”: Feodor Metokhit o sil’nykh i slabykh storonakh protsessa rechevoi kommunikatsii [“Today, when the Times Are too Late…”: Theodore Metochites on the Strengths and Weaknesses of the Speech Communication Process]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 48, 136–155. https://doi.org/10.15826/adsv.2020.48.009

Makarov, D. I. (Ed.). (2020). Feodor Metohit. Slovo o nravstvennykh problemakh, ili Ob obrazovannosti [Theodore Metochites. On Morals, or On Education]. St Petersburg: Dmitrii Bulanin.

Makarov, D. I. (2021). Ob ispolzovanii noveishikh logik dlia postroeniia abstraktnykh modelei kommunikatsii i o primenenii poslednikh k filosofii Feodora Metokhita (XIV v.) [On the Use of the Most Recent Logical Systems for Building Abstract Communication Patterns and on the Applicability of the Latter for Studying Theodore Metochites’ (14th Century) Philosophy]. Khristianskoe chtenie, 4, 258–273.

Medvedev, I. P. (1997). Vizantiiskii gumanizm XIV–XV vv. [Humanism of the Fourteenth and Fifteenth Centuries]. St Petersburg: Aleteiia.

Minio-Paluello, L. (Ed.). (1961). Aristotelis Categoriae et Liber de interpretatione. Oxford: Clarendon Press.

Müller, Ch. G., & Kiessling, Th. (Eds.). (1821). Theodori Metochitae Miscellanea philosophica et historica. Lipsiae: Sumptibus F. C. G. Vogelii.

Paducheva, E. V. (2010). Semanticheskie issledovaniia. Semantika vremeni i vida v russkom iazyke; Semantika narrativa [Studies in Semantics. Tense and Aspect Semantics in Russian; Semantics of Narration]. Moscow: Iazyki russkoi kul’tury.

Papaioannou, S. (2017). Rhetoric and Rhetorical Theory. In A. Kaldellis, & N. Siniossoglou (Eds.), The Cambridge Intellectual History of Byzantium (pp. 101–112). Cambridge: Cambridge University Press.

Perczel, I. (2020). Revisiting the Christian Platonism of Pseudo-Dionysius. In A. A. Orlov (Ed.), Jewish Roots of Eastern Christian Mysticism. Studies in Honor of Alexander Golitzin (pp. 267–307). Leiden; Boston: Brill.

Platonov, R. S. (2016). Obshchenie (homilia) v etike Aristotelia [Communication in Aristotle’s Ethics]. In V. V. Petrov (Ed.), Aristotelevskoe nasledie kak konstituiruiushchii element evropeiskoi ratsional’nosti. Moskovskaia mezhdunarodnaia konferentsiia po Aristoteliu (17–19 oktiabria 2016 g., Institut filosofii RAN): materialy k dokladam [The Aristotelian Legacy as a Constituent of the European Rationality. Proceedings of the Moscow International Aristotle Conference, October 17–19, 2016] (pp. 31–32). Moscow: Akvilon.

Polemis, I. (Ed.). (2015). Theodori Metochitae Carmina. Turnhout: Brepols.

Salinger, H. (1970). Time in the Lyric. In S. Mews (Ed.), Studies in German Literature of the Nineteenth and Twentieth Centuries. Festschrift for Frederic E. Coenen (pp. 157–173). Chapel Hill: University of North Carolina Press.

Sedakova, O. A. (2020). Apologiia ratsional’nogo [An Apology for the Rational]. In O. A. Sedakova, Sergei Sergeevich Averintsev: Vospominaniia. Razmyshleniia. Posviashcheniia [Sergei Sergeevich Averintsev: Recollections, Considerations & Dedications] (pp. 181–218). Moscow: Izdatel’stvo Sviato-Filaretovskogo instituta.

Ševčenko, I. (1981). Levels of Style in Byzantine Prose. Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik, 31(1), 289–312.

Ševčenko, I. (1974). Society and Intellectual Life in the Fourteenth Century. In M. Berza, & E. Stănescu (Eds.), Actes du XIVe Congrès International des études byzantines (Bucarest, 6–12 septembre, 1971) (Vol. 1, pp. 69–92). Bucarest: Editura Academiei Republicii Socialiste Romănia.

Steel, C. (1994). Le jeu du Verbe. À propos de Maxime, Amb. Ad Ioh. LXVII. In A. Schoors, & P. Van Deun (Eds.), Philohistôr. Miscellanea in honorem Caroli Laga septuagenarii (pp. 281–293). Leuven: Peeters.

Tartaglia, L. (1987). Il Saggio su Plutarco di Teodoro Metochita. In U. Criscuolo (Ed.), Talariskos. Studia graeca Antonio Garzya sexagenario a discipulis oblata (pp. 339–362). Napoli: M. D’Auria editore.

Trapp, E. (Ed.). (2001). Lexikon der byzantinischen Gräzität (Vol. 1: A–K). Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften.

Uspenskij, B. A. (2012). Ego loquens. Iazyk i kommunikatsionnoe prostranstvo [Ego loquens. Language and the Space of Communication]. Moscow: Izdatel’stvo Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta.

Vasyukov, V. L. (2016). Aristotel’ o vzaimootnoshenii logiki i ontologii [Aristotle on the Relationship between Logic and Ontology]. In V. V. Petrov (Ed.), Aristotelevskoe nasledie kak konstituiruiushchii element evropeiskoi ratsional’nosti. Moskovskaia mezhdunarodnaia konferentsiia po Aristoteliu (17–19 oktiabria 2016 g., Institut filosofii RAN): materialy k dokladam [The Aristotelian Legacy as a Constituent of the European Rationality. Proceedings of the Moscow International Aristotle Conference, October 17–19, 2016] (pp. 13–14). Moscow: Akvilon.

Xenophontos, S. (2018). The Byzantine Plutarch: Self-identity and Model in Theodore Metochites’ Essay 71 of the Semeioseis gnomikai. In J. North, & P. Mack (Eds.), The Afterlife of Plutarch (pp. 23–39). London: University of London.

Zhebeliov, S. A. (Trans.). (1984). Aristotel. Politika [Aristotle. Politics]. In A. I. Dovatur, & F. H. Kessidi (Eds.), Aristotel’. Sochineniia [Aristotle. Works], (Vols. 1–4) (Vol. 4, pp. 375–644). Moscow: Mysl’.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2021.49.017

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru