Амулет с изображением святого всадника из Юго-­Западного Крыма

Elzara Aiderovna Khairedinova

Аннотация


В Юго-­Западном Крыму в окрестностях средневекового Херсона найдена бронзовая подвеска в форме миниатюрного щита. На ее лицевой стороне изображен святой всадник, пронзающий крестом демона, на обороте выгравировано начало псалма 90. Образ всадника, поражающего копьем или крестом лежащего под ногами коня демона, является одним из наиболее популярных сюжетов апотропейного характера. Он появился на амулетах в позднеримский период и получил широкое распространение в ранневизантийское время. Всадник мог обозначать Соломона – борца с демонами или «единственного бога, побеждающего зло», либо святого Сисинния, борца с дьяволицей Геллу, вредившей женщинам при родах и младенцам. На некоторых амулетах образ всадника сопоставлен с Христом. В ранневизантийской эпиграфике псалом 90, имевший репутацию мощного отвращающего беду средства, является одним из наиболее часто цитируемых библейских текстов. Его строки наносили на косяки окон и дверей, на стены жилых помещений и могил. По форме, иконографии святого всадника, стилю исполнения изображения, особенностям палеографии и орфографии надписи публикуемая подвеска относится к группе византийских металлических магических амулетов для защиты от всякого зла, производившихся в VI–VII вв. в Сиро-­Палестинском регионе. Крымская находка свидетельствует о распространении этого типа амулетов далеко за пределами региона их изготовления. Возможно, подвеска-­амулет была привезена из святых мест паломником в качестве евлогии.


Ключевые слова


Византия; Юго-­Западный Крым; амулет; святой всадник; евлогия

Полный текст:

PDF

Литература


Bonner, C. (1942). Two Studies in Syncretistic Amulets. Proceedings of the American Philosophical Society, 85, 466–471.

Bonner, C. (1950). Studies in Magical Amulets chiefly Graeco-­Egyptian. Ann Arbor: The University of Michigan Press; London: Oxford University Press.

Cambell, S. D. (Ed.). (1985). The Malcove Collection. Toronto; Buffalo; London: University of Toronto Press.

Chernukhin, E. (2005). Grecheskie molitvy, zaklinaniia i zagovory iz Bol’shoi Karakuby [Greek Prayers, Conjurations, and Incantations from the Great Karakuba]. Donetsk: Nord-­Press.

Dasen, V., & Nagy, A. M. (2012). Le serpent léontocéphale Chnoubis et la magie de l’époque romaine imperial. Antropozoologoca, 47(1), 291–314.

Delatte, A. (1914). Études sur la magie grecque. V. Akefalos Theos. Bulletin de correspondance hellénique, 38, 189–249.

Dickie, M. W. (1995). The Fathers of the Church and the Evil Eye. In H. Maguire (Ed.), Byzantine Magic. Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection.

Estiot, S. (2015). Images du pouvoir au temps de la Johannide: entre tradition et renouatio. In B. Goldlust (Ed.), Corippe: un poète latin entre deux mondes (pp. 31–85). Paris: Diffusion Librairie De Boccard.

Faskolou, V. (2014). The Magic of the Written Word: the Evidence of Inscriptions on Byzantine Magical Amulets. Deltion of the Christian Archaeological Society, 35, 329–348.

Feissel, D. (1984). Notes d’épigraphie chrétienne (VII). Bulletin de correspondance hellénique, 108, 545–579.

Genkel, G. G. (Ed.). (1900). Iosif Flavii. Iudejskie drevnosti [Joseph Flavius. Jewish Antiquities] (Vol. 1). St Petersburg: Tipografia A. E. Landau.

Giannobile, S., & Jordan, D. R. (2006). A Lead Phylactery from Colle san Basilio (Sicily). Greek, Roman, and Byzantine Studies, 46, 73–86.

Grabar, A. (2000). Imperator v vizantiiskom iskusstve [Emperor in Byzantine Art]. Moscow: Ladomir.

Hermann, Ch., & Staubli, Th. (2010). 1001 Amulett. Altägyptischer Zauber, monotheisierte Talismane, säkulare Magie. Freiburg; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

Jašaeva, T. (2010). Pilgerandenken im Byzantinischen Cherson. In F. Daim, & J. Drauschke. (Eds.), Byzanz – das Römerreich im Mittelalter (pp. 479–491). Mainz: Verlag des Römisch-­Germanischen Zentralmuseum.

Kalavrezou, I. et al. (Ed.). (2003). Byzantine Women and Their World. Cambridge, Mass.: Harvard University Art Museums; New Haven, Conn., London: Yale University Press.

Khairedinova, E. A. (2014). Medal’ony s izobrazheniem sviatogo vsadnika iz mogil’nika u s. Luchistoe [Medallions with the Image of the Holy Rider from the Cemetery near the Village of Lutchistoe]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 19, 147–210.

Kulakovsky, Yu. A. (1896). Khristianskaia katakomba, otkrytaia v 1895 godu [The Christian Catacomb Discovered in 1895]. Materialy po arkheologii Rossii, 19, 1–71.

Le Blant, E. (1898). 750 inscriptions de pierres gravées inédites. Mémoires de l’Académie des Inscriptions et Belles-­lettres, 369(1), 1–210.

McCown, Ch. (1922). The Testament of Solomon. Edited from Manuscripts at Mount Athos, Bologna, Holkham Hall, Jerusalem, London, Milan, Paris and Vienna. Leipzig: Hinrichs.

Maspero, J. (1908). Bracelets – amulettes d’époque byzantine. Annales du service des antiquités de l’Egipte, 9, 246–258.

Mastrocinque, A. (2003). Le gemme gnostiche. In A. Mastrocinque (Ed.), Sylloge Gemmarum Gnosticarum I (pp. 49–112). Roma: Libreria dello stato.

Mastrocinque, A. (Ed.). Sylloge Gemmarum Gnosticarum I. Roma: Libreria dello stato.

Neverov, O. Ja. (1979). Gnosticheskie gemmy, perstni i amulety Iuga SSSR [Gnostic Gems, Rings and Amulets of the South of the USSR]. Vestnik drevnei istorii, 1, 95–104.

Neverov, O. Ja. (1983). Gemmy antichnogo mira [Gems of the Ancient World]. Moscow: Nauka.

Perdrizet, P. (1903). Sthragis Solomonos. Revue des études grecques, 16, 42–60.

Perdrizet, P. (1922). Negotium Perambulans in Tenebris, études de démonologie gréco-­orientale. Publications de la Faculté des Lettres de l’Université de Strasbourg, 6, 1–38.

Schlumberger, G. (1892). Amulettes Byzantins anciens destinées à combattre les ma-léfices et les maladies. Revue des études grecques, 5(17), 73–93.

Seyrig, H. (1934). Individiae medici. Berytus: Archaeological Studies, 1, 1–22.

Sodini, J.-P. (2011). La terre des semelles: images pieuses ramenées par les pèlerins des Lieux saints (Terre sainte, Martyria d’Orient). Journal des savants, 1, 77–140.

Spier, J. (1993). Medieval Byzantine Magical Amulets and Their Tradition. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 56, 25–62.

Spier, J. (2007). Late Antique and Early Christian Gems. Wiesbaden: Reichert Verlag.

Spier, J. (2014). An Antique Magical Book Used for Making Sixth-­Century Byzantine Amulets? In V. Dasen, & J.-M. Spieser (Eds.), Les saviors magiques et leur transmission de l’Antiquité à la Renaissance (pp. 43–66). Florence: Edizioni del Galluzzo.

Vikan, G. (1991–1992). Two Byzantine Amuletic Armbands and the Group to which They Belong. The Journal of the Walters Art Gallery, 49/50, 33–51.

Vikan, G. (1995). Icons and Icon Piety in Early Byzantium. In C. Moss, & K. Kiefer (Eds.), Byzantine East, Latin West. Art-­Historical Studies in Honor of Kurt Weitzmann (pp. 569–578). Princeton: Princeton University.

Walter, Ch. (1989–1090). The Intaglio of Solomon in the Benaki Museum and the Origins of the Iconography of Warrior Saints. Deltion tēs Hristianikēs Arhaiologikēs Etaireias, 15, 33–42.

Wamser, L. (Ed.). (2004). Die Welt von Byzanz. Europas Östliches Erbe. München: Theiss.

Zalesskaja, V. N. (2006). Pamiatniki vizantiiskogo prikladnogo iskusstva IV–VII vv.: katalog kollektsii [Monuments of Byzantine Applied Art from the Fourth to Seventh Centuries: Collection Catalogue]. St Petersburg: State Hermitage Publishing House.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2022.50.006

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru